ПГУ им. Т.Г. Шевченко

VII Республиканская научно-практическая конференция «Пути совершенствования физического образования в ПМР», организованная физико-математическим факультетом ПГУ, 28 марта прошла в актовом зале Приднестровского госуниверситета.

Научно-практическая конференция - площадка для обсуждения наиболее острых проблем изучения и преподавания физики в республике, проводится раз в два года.

Обсудить пути совершенствования физического образования в ПМР собрались преподаватели физико-математического факультета, учителя физики средних профессиональных учреждений и школ Приднестровья.

По словам декана ФМФ к.ф.-м.н., доцента Олеси Коровай, факультет является единственным учреждением в республике, ведущим подготовку преподавателей и учителей физики. «Мы, как организация образования, озабочены вопросом, падения интереса к науке физике у молодежи. К сожалению, профессия учителя физики сегодня стала непопулярна, из года в год мы отмечаем падение набора студентов. Мы озабочены тем, что в результате частных изменений стандартов, меняются учебники и учебные программы. Эта конференция – площадка для обсуждения вопросов методического и научного характера», - отметила декан.

На пленарном заседании с приветственным словом  выступил и.о. ректора ПГУ, зав. кафедрой общей и теоретической физики ФМФ, д.ф.-м.н , профессор Степан Берил. «Цель конференции - анализ состояния физического образования, организация  и проведение совместной работы  с практическими педагогами школ, коллегами из министерства просвещения и Института развития образования по повышению качества преподавания физики, которое продолжает реформироваться, - заявил профессор Степан Берил. - Среди различных направлений подготовки педагогов,  требования к подготовке учителей физики  всегда будут значительно выше, поскольку физика является основой, фундаментом в познании природы и мира».

Впервые за 14 лет проведения конференций по проблемам физического образования на ней присутствовал представитель министерства просвещения - член Высшего консультативного совета по науке и технике при Президенте ПМР Виктор Суринов, который сам в прошлом более десяти лет провел в общеобразовательной школе в роли учителя физики. «Для меня, как для физика, непонятна современная сложившаяся ситуация, когда с одной стороны бурно развивается физика во всем мире, особенно электроника, микроэлектроника, наноэлектроника, но,в то же время, интерес выпускников школ к этой науке с каждым годом падает. Совместными усилиями нам нужно думать над решением этой сложившейся, критической ситуации».

В рамках пленарного заседания ученые выступили с докладами, посвященными разным аспектам всего проблемного поля конференции.

Так, с докладом о проблемах качества образования на современном этапе выступила декан физмата, доцент Олеся Коровай. По словам декана, оценка качества образования - очень сложный и многогранный процесс. Основными его элементами являются как непосредственные участники (учащиеся, их родители, учителя), так и опосредованные элементы, такие как общество, бизнес и промышленность и т.д. Оценка качества образования, проходит три этапа: на уровне класса (практические, контрольные работы, вопросы, тесты и т.д.), на уровне государства (выпускные и вступительные экзамены) и на межгосударственном уровне (национальный/региональный мониторинг). Декан остановилась на каждом из этапов и выделила их достоинства и недостатки.

Одним из самых насыщенных выступлений стал доклад доцента кафедры общей и теоретической физики, к.п.н. Николая Константинова «Пути совершенствования  физического образования в ПМР». В ходе своего выступления исследователь выделял проблемы, раскрывал их и предлагал пути решения. Одна из главных проблем современного физического образования - сокращение количества часов на изучение школьного курса физики за весь период ее изучения на 25-30% при увеличении изучаемого объема. В советской системе среднего образования количество часов по физике среди учеников 7-11 классов было едва ли не вдвое больше, чем у современных учащихся общеобразовательных и даже профильных классов. Только современные лицеисты имеют такой же объем часов, как рядовые советские школьники. При этом объем изучаемого материала в связи с развитием физической науки, увеличился. Еще одна - не менее важная проблема - обеспечение физических кабинетов. Согласно основным принципам преподавания физики, основой преподавания должны быть опыт учителя в классе и опыт учащихся на практических занятиях и лабораторных уроках.Преподавание физики должно сопровождаться экскурсиями для установления связей между изучением дисциплины, жизнью и техникой.По словам докладчика, именно эксперимент был и остается источником физических знаний. По сравнению с советской школой количество часов на выполнение лабораторных работ по физике снизилось почти на 30%, а количество практических работ оказалось сведено к нулю.

Низкая мотивация и потеря интереса учащихся к физике связана также и с обеспечением учебно-методическими пособиями. Среди всего необходимого современного учебно-методического комплекта учащиеся приднестровских школ обеспечены лишь книгами, в то время как им также необходимы сборник заданий для самостоятельных работ, методические материалы для учителя, тетрадь для лабораторных работ, интерактивное приложение.

Еще одной проблемой, отмеченной Константиновым в его исследовании была проблема подготовки к ЕГЭ. Анализ результатов ЕГЭ за период 2012-2016 годов выявил трудности по отдельным разделам физики среди сдающих, низкое качество решения расчетных задач разных уровней сложности, дефицит в области формирования методологических умений, и даже ошибки, обусловленные низким уровнем математических знаний.

В продолжении исследования этой проблематики выступил Вячеслав Стрельчук с докладом «Учебный план: размышления и предложения». Начал свое выступление докладчик с неутешительного факта - средний балл ЕГЭ по физике находится на уровне оценки «3». По словам докладчика, во многом это вина некорректно сформированного учебного плана, по которому учащиеся вынуждены с огромной скоростью усваивать сложные темы и всего один урок выделяется на решение практических заданий. При этом важные темы проходят поверхностно, без должного закрепления материала.

Еще одной проблемой, которую отметили сразу несколько ученых, стал вопрос изучения астрономии в школах. Так, сегодня «астрономия» как отдельный предмет, изучается лишь в нескольких школах республики.

Подробнее на этом вопросе остановился директор научно-методического центра астрономии и астрофизики ФМФ ПГУ Александр Выхристенко. В докладе «Астрономическое образование: быть или не быть?» ученый отметил, что астрономия изучалась в школах даже в Древней Руси. Переломным моментом в изучении астрономической науки стал 2004 год, когда в РФ этот предмет фактически исключили из обязательной школьной программы.

Сегодня в России осталось всего несколько вузов, готовящих специалистов в области астрономии и астрофизики, и это несмотря на то, что эта наука очень востребована в современном мире.

Учитель физики Рыбницкой русской гимназии №1 Елена Лапина выступила с темой «Проектный подход в преподавании физики». Она в подробностях рассказала о своем опыте преподавания такого формата. Также Лапина представила в качестве примеров проекты своих учеников 7 класса по молекулярно-кинетической теории и 11 класса на тему «Бозон Хиггса в теории современной физики».

Продолжилась конференция обсуждением проблем физического образования в четырех секциях: «Методика преподавания физики в общеобразовательных учреждениях и вузе», «Вопросы преподавания физики в профессиональных учебных заведениях», «Межпредметные связи в преподавании физики и астрономии», «Использование современных информационных технологий в преподавании физики и астрономии».

 

Александра Жаркова.