ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Русском центре фонда "Русский мир" 19 мая прошел IV научно-практический семинар "Особенности поэтики современной русской драмы. Стратегии письма в современной драматургии". Старший преподаватель кафедры литературы и журналистики Анна Кушниренко в ходе семинара беседовала студентам об особенностях русской драмы 90-х-2010-х годов.

 Анна Анатольевна рассказала, что классические театры редко обращаются к современной драматургии, но есть специализированные театры и студии, где основой репертуара являются произведения современных писателей и драматургов, например "Театр.doc" (г. Москва), "Новая драма" (г. Пермь), "Коляда-театр" (г. Екатеринбург), "Центр драматургии и режиссуры" (г. Москва), "Школа современной пьесы" (г. Москва).

В ходе  семинара студенты выяснили, что современная русская драматургия основывается на традициях театра абсурда, театра жестокости Антонена Арто, драматургии молчания Чехова, а также документального театра или "вербатим". Основными признаками современной драматургии является алогизм, отсутствие конкретных персонажей и интриги, случайность и нарочитость речи и сюжета, отсылка к бессознательным состояниям и т.д.

В качестве одной из особенностей новой драмы также выделяют обращение к классическим сюжетам - создание ремейков. По словам лектора, ремейк - это переложенный рассказ, который ориентирует человека на узнавание или, наоборот, неприятие классического сюжета в новых условиях. Существует несколько типов ремейков: перевод язык другого рода литературы (например, из эпоса в драму), концептуальная контаминация - соединение в одном драматическом произведении нескольких известных сюжетов, адаптация - переработка классического сюжета в современное клиповое мышление.

В качестве практических примеров студенты с лектором рассмотрели сюжеты современных драматических произведений "Смерть Ильи Ильича" или "Обломoff" Михаила Угарова и "Мой вишневый садик" Алексея Слаповского.

Александра Жаркова.