ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Особенности комплексной проверки знаний обсуждали преподаватели профессионального образования 28 ноября в стенах Инженерно-технического института. Здесь прошла Республиканская научно-практическая конференция «Комплексные формы контроля промежуточной аттестации как способ формирования интегрированных знаний». В конференции  принимали участие представители факультета среднего профессионального образования ИТИ и других организаций НПО и СПО.

В 2014 году система начального и среднего профессионального образования в Приднестровье перешла на новые образовательные стандарты. Они основаны на модульно-компетентностном подходе. Это значит, что главная цель учебы – развить у студента совокупность профессиональных компетенций. Чтобы этого добиться, используют модульное построение. Модуль – это целостный, условно завершенный фрагмент содержания обучения.

Организации образования несколько лет назад получили задачу – разработать фонды оценочных средств (и комплексных в том числе) по разным специальностям. Для облегчения этой задачи Министерство просвещения ПМР подготовило «Рекомендации по формированию ФОС» и «Рекомендации по проведению комплексного экзамена». Взяв за основу эти документы, организации профессионального образования создали разные модели комплексных форм контроля.

Для обмена накопленным опытом и была проведена конференция. В рамках ее работы выступили 12 участников – преподаватели ФСПО ИТИ, Бендерского медколледжа, Промышленно-строительного техникума, Тираспольского аграрно-технического колледжа, Бендерского торгово-технологического техникума, Приднестровского промышленно-экономического техникума.

Декан ФСПО доцент С.А. Устименко подробно рассказала об опыте проведения комплексного экзамена, который одновременно проверяет знания по нескольким смежным дисциплинам (но не более трех). Он должен определить, насколько целостно студенты воспринимают близкие науки. Дисциплины, по которым проводят экзамен, должны относиться к одной области знаний и заканчиваться  в один момент времени. Совпадение развиваемых профессиональных компетенций – не менее 50%  (чем больше, тем лучше). Комплексный экзамен преподаватели могут проводить в устной или письменной форме. Светлана Алексеевна поделилась наблюдением: если в аудитории на устный экзамен остаются все студенты (хотя по рекомендациям – не больше 5), это позитивно влияет на качество ответов учащихся.

Комплексные формы экзаменов и зачетов также улучшают взаимодействие преподавателей. Этот момент в своем докладе отметил ст. преподаватель кафедры ИКТиС  Е.Н. Аксенов.

После всех выступлений участники сделали несколько выводов. Несмотря на профессиональную специфику, контрольно-оценочные средства имеют много общих точек в оформлении и подходах к их разработке. При обоснованном проведении комплексные экзамены и зачеты снижают нагрузку на студентов и преподавателей и позволяют объективно оценить компетентность учащегося.

По результатам работы конференции было принято решение, в рамках которого были озвучены такие рекомендации:

  1. Опробовать рекомендуемые в докладах ФСПО системы детального оценивания.
  2. Признать положительным опыт накопительной балльной оценки достижений обучаемого.
  3. Признать положительным опыт проведения комплексных квалификационных экзаменов по очной и заочной форме.
  4. Признать, что процедура контроля достижений обучающегося является частью процесса обучения и продолжает формировать профессиональные и общие компетенции.
  5. Продолжить изучение и обобщение опыта, направленного на повышение эффективности и качества профессионального образования, совершенствование его форм и содержания.
  6. Отметить положительный эффект совместной работы участников конференции в определении новых подходов к подготовке и проведению комплексных форм контроля.

Лилия Трофимова.