ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Очередное заседание лектория любителей русского искусства, посвящённое 70-летию со дня рождения прима-балерины Большого театра, киноактрисы и педагога, народной артистки СССР, лауреата многочисленных отечественных и зарубежных государственных и театральных премий Екатерины Сергеевны Максимовой, 27 марта, в Международный день театра, состоялось в Русском центре ПГУ.

2019 год объявлен в России Годом театра, а Е.С.Максимова и её лучезарное дарование – олицетворение Театра, Музыки и Танца, ставших делом всей жизни прославленной балерины.

Ведущая лектория - старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Галина Николаевна Николаева познакомила слушателей сначала с культурной средой, в которой формировалась личность будущей балерины.

Её дедушка Густав Густавович Шпет был известным философом, психологом, лингвистом, теоретиком искусства: переводил труды Г. Гегеля, произведения Ч. Диккенса и Д. Байрона; очень любил театр, поддерживал дружеское общение с кругом поэтов Серебряного века – В.Я. Брюсовым, Андреем Белым и М.А. Волошиным. В доме часто собирались знаменитые актёры – В.И. Качалов, А.Г. Коонен, И.М. Москвин; режиссёры В.Э. Мейерхольд и А .Я. Таиров; писатели М.А. Булгаков и Ю.К. Олеша. Это создавало особую атмосферу детства будущей балерины, насыщенную разговорами о театре, музыке, спектаклях. 

В 1949 году 10-летняя Катя Максимова, преодолев конкурс в 80 человек, была принята в Московское хореографическое училище, где её педагогом  стала знаменитая Е.П. Гердт – ведущий преподаватель женского классического танца XX века, которая была верна классическому балетному образованию и не признавала тенденций к упрощению современного балета.

Она научила Екатерину Максимову мягкости пластики, осмысленности каждого движения, изысканности положений рук и ног, чистоте и культуре исполнения и сумела развить стремление раскрывать внутреннюю сущность создаваемого образа и находить психологические краски для его воплощения.

Успех к Е.Максимовой пришел в 1957 году, когда она, будучи ещё ученицей Московского хореографического училища, исполнила танец феи Драже из балета «Щелкунчик» на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевала золотую медаль и внимание ведущих балетмейстеров страны.

Творческий путь Е.Максимовой начался в 1958 году, когда она после окончания хореографического училища в возрасте 19 лет была принята в балетную труппу Большого театра. В нём она прослужила 30 лет и станцевала все ведущие балетные партии. Несмотря на огромный успех, сопутствовавший Е.Максимовой и в стране, и за рубежом, она продолжала неустанно  работать, оттачивая своё мастерство, и учиться у прославленных мастеров – Г.С. Улановой, А.М. Мессерера, Ю.Н. Григоровича. Под их руководством она готовила балетные партии в ведущих спектаклях Большого театра – «Жизель», «Каменный цветок», «Спартак», «Щелкунчик», «Дон Кихот» и др. Огромное обаяние и незаурядные актёрские способности Е. Максимовой позволяли ей исполнять разноплановые характерные роли: радостных или печальных девушек  с долей детского отношения к жизни  и  сильных и волевых женщин в драматических и трагических балетных партиях.

Особую страницу творческой биографии Е. Максимовой составляют фильмы-балеты, многие из которых создавались специально для неё («Галатея», «Старое танго», «Анюта», «Фуэте», «Классная дама»).

Танец Екатерины Максимовой всегда отличался удивительной лёгкостью и воздушностью, изяществом и грациозной пластикой в сочетании с необыкновенной искренностью в воплощении сценических образов. «Чудесным маленьким эльфом» Большого театра называла балерину зарубежная пресса.

Всю свою жизнь Е. Максимова была верна балету, который считала своей нелёгкой, но счастливой судьбой.

Увлекательный рассказ Галины Николаевны, сопровождавшийся обширной и содержательной презентацией и многочисленными видеофрагментами из спектаклей, позволил слушателям познакомиться с удивительным и неповторимым искусством балетного танца, с яркой творческой жизнью великой балерины нашей современности – Екатерины Сергеевны Максимовой.

А.А.Скомаровская, гл. специалист Русского центра ПГУ.