ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Приднестровском государственном университете сегодня прошла Республиканская научно-практическая конференция на тему "Уровневое инженерное образование: проблемы внедрения компетентностного подхода". Организатором мероприятия выступили ректорат вуза и Инженерно-технический институт ПГУ.

В обсуждении актуального вопроса подготовки инженерных кадров приняли участие представители факультетов и филиалов ПГУ, организаций профессионального образования республики, Министерства просвещения ПМР, к диалогу были также приглашены представители базовых организаций и предприятий промышленного сектора.

Выбор темы, как отметили организаторы, не случаен, так как подготовка современных квалифицированных кадров является важной составляющей стратегии устойчивого социально-экономического развития республики. А переход от экономики технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно-ориентированных специалистов всех уровней образования, в первую очередь, для реального сектора экономики. При такой ситуации система высшего образования должна не только обеспечить одну из главных составляющих развития инновационной экономики - кадровую, но и исполнять роль своеобразного моста, соединяющего образование, науку и производство во всех отраслях, отмечалось сегодня. В настоящее время имеются ещё значительные резервы в повышении эффективности подготовки инженерных кадров, а также существуют некоторые проблемы в их подготовке. Только тесное взаимодействие системы высшего образования с промышленными предприятиями и образовательными организациями начального и среднего профессионального образования республики может внести достойный вклад в решение задач устойчивого социально-экономического развития страны, повышения конкурентоспособности и безопасности государства, высказали уверенность участники конференции.

В этой связи, как подчеркнул первый проректор ПГУ Игорь Павлинов, весьма актуальной задачей будет установление прямых договорных отношений между образовательными учреждениями, готовящими специалистов инженерной сферы: площадками высшего звена - Инженерно-техническим институтом, Аграрно-технологическим, Естественно-географическим и Физико-математическим факультетами, Бендерским и Рыбницким филиалами ПГУ, и профессиональными учебными заведениями начального и среднего звена. Первый проректор вуза приветствовал в этой связи издание в нынешнем году Министерством просвещения ПМР приказа о профильных направлениях по подготовке к высшему профессиональному образованию. Игорь Павлинов представил сегодня коллегам на примере одной из специальностей инженерного направления также новый образовательный стандарт ФГОС 3++, применяемый в России, особо отметив, что прикладной бакалавриат (предполагающий, что все практические занятия должны проходить на производстве) - уже норма в Российской Федерации, и его внедрение в Приднестровье - вопрос времени, но сделать это крайне необходимо. Игорь Павлинов также сообщил коллегам о возможности направления специалистов для получения необходимого опыта по внедрению новых стандартов образования в Брянский государственный инженерно-технологический университет (РФ), который успешно реализует систему непрерывного образования.

Почетный президент ПГУ Степан Берил также порадовал сегодня профессорско-преподавательский коллектив новостью, что в настоящее время обсуждается вопрос о возможном участии АНО "Евразийская интеграция" в модернизации научно-технической базы Инженерно-технического института. Профессор отметил также, что Приднестровье - технически развитая республика и инженерные кадры всегда востребованы, а за последние 25 лет преподавателями госуниверситета было подготовлено более 3 тысяч специалистов по 10-ти направлениям и более 30-ти специальностям инженерного профиля.

В рамках конференции сегодня прошли также заседания секций по темам "Иновационно-ориентированные программы межфакультетского взаимодействия" и "Управление в образовательном процессе вуза". Подводя итоги работы Республиканской научно-практической конференции её участники приняли общее решение: мероприятия, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании, осуществлять исключительно с системных позиций при поддержке IT-технологий для формирования компетенций основных образовательных программ; обратиться к ректорату ПГУ с предложением выступить инициатором развития нормативно-правовой базы в сфере профессиональных стандартов по укрупнённой группе подготовки "Инженерное дело. Технологии и технические науки", создав рабочую группу по разработке необходимой документации; а также продолжить работу по формированию системы межфакультетского взаимодействия в рамках реализации образовательных программ АТФ-ЕГФ-ИТИ с привлечением других факультетов ПГУ, включая координацию образовательных программ магистратуры и аспирантуры с актуализацией профессиональных стандартов.

Екатерина Пошелюк