logo

Мероприятие, которое прошло 19 апреля, подготовила старший преподаватель кафедры всеобщей истории, археологии и этнологии Лада Картоусова. С докладами выступили студенты 301 группы филологического факультета.

В начале встречи Лада Юрьевна ознакомила присутствующих с основными факторами, которые повлияли на развитие культуры в России в 18-19 веках. По её словам, в русской культуре всегда боролись два начала – восточное и западное, они и определяли природу культурообразующих механизмов и их функционирование. Кроме того, в России до 18 века был экстенсивный характер развития культуры, общество болезненно воспринимало любую модернизацию.

«До начала 18 века в России не существовало светской литературы, философии, науки, музыки и архитектуры, тогда как Европа к этому времени уже создала огромный массив научного знания и имела опыт во всех областях культуры, более прогрессивное государственное устройство», -  отметила Лада Юрьевна, добавив, что в России в тот период образовалась огромная пропасть между этнической народной культурой и национальной.

Вторая половина 19 века оказалась плодотворной для развития искусства, литературы и образования в российском государстве.

«Отечественная война (1812 г.) и Восстание декабристов (1825 г.) повлияли на развитие культуры в России», - считает Лада Юрьевна. По её мнению, Крымскую войну 1853—1856 годов также можно причислить к ряду событий, которые подвигали русское дворянство не отставать от Европы в области культуры и науки.

Об истории развития просвещения и образования в России рассказала студентка 3 курса филфака Анастасия Кельса. По её словам, с 90-х годов XIX века в стране выделялись две линии развития образования: правительственная и общественная. Если правительство главным образом стремилось установить контроль над деятельностью учебных заведений, то широкая педагогическая общественность постепенно и настойчиво проводила обновление и создавала новые школы.

Важную роль в становлении системы народного образования сыграли реформы начальной и средней школе. 

«В пореформенное десятилетие грамотность населения в России составляла около 5-6%, а во второй половине 1890 года – 18-21%», - подчеркнула Анастасия Кельса.

Университеты также внесли огромный вклад в развитие российского образования. В докладе студентки прозвучала информация и о количестве высших технических заведений, численность которых выросла с  8 почти до 60.

Студентка Ольга Карапунарлы выступила с докладом о развитии науки в России в 19 веке. В то время русские учёные сделали ряд замечательных открытый. Среди них – математик Пафнутий Чебышев, физик Петр Лебедев, химик Дмитрий Менделеев, а также выдающиеся психологи, географы, историки.

Весьма интересными были доклады о становлении и развитии литературы и искусства во второй половине 19 века. Говорилось о творчестве Островского и Чехова, Маяковского и Ахматовой, чьи произведения до сих пор популярны не только в России, но и за рубежом.

Не обошли вниманием и развитие русского театрального  и балетного искусства. Студенты подготовили презентации с фотографиями выдающихся актёров и танцоров 19 века.

В завершение встречи студенты представили театрализованную историческую миниатюру – сцену отправки русского посольства к крымскому хану.

 Ольга Ворончихина. 


Контакты

Управление информационных коммуникации

Зубов Евгений Владиславович
Начальник
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128, корп. 1, каб. № 304
(373)533-79445
smi@spsu.ru