logo

Взаимосвязь науки, экономики и образования обсудили участники круглого стола «От развития науки и образования к развитию экономики», проходившего в конференц-зале Дворца Республики в рамках Приднестровского международного экономического форума.

 В его работе помимо представителей научно-педагогического сообщества Приднестровского государственного университета участвовали представители органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, руководители учебных заведений республики, гости из России. Модератором выступил первый проректор ПГУ Николай Смоленский. Он предложил заслушать все выступления, а  затем перейти к дискуссии.

Первым к трибуне был приглашен заместитель председателя Правительства ПМР по вопросам стратегического развития и реформ Алексей Цуркан.

Обозначив тему своего выступления, как информация об  основных направлениях развития высшего образования и науки в Приднестровье,  вице-премьер подчеркнул, что хотел бы особо остановиться на роли университета в жизни общества и значении ПГУ им.Т.Г. Шевченко для Приднестровья.  

Как сказал Алексей Цуркан, сегодня акцент необходимо делать на создании условий для развития цифровой экономики. Это позволит использовать новые каналы взаимодействия и снизить информационные издержки. При этом в условиях четвертой промышленной революции, когда мир становится всё более технологичным и будущее любой страны зависит от успешного внедрения новых технологий, важной задачей государства является развитие человеческого капитала. В связи с этим ведущий вуз республики — Приднестровский госуниверситет - призван готовить востребованные на рынке труда квалифицированные кадры. Остановившись на том, какие направления начнут реализовываться в перспективе на базе нашего университета, вице-премьер подчеркнул, что, прежде всего, необходимо  понимать  потребность в них на перспективу.

Далее Алексей Цуркан пояснил, что всё большее значение сегодня приобретает дуальное образование, суть которого заключается в  совмещении теории с практикой.  Предприятие при этом осуществляет заказ на специалистов, сопровождает перспективных студентов в процессе их обучения,  предоставляет им базу для практики. На выходе предприятие получает подготовленного специалиста, выпускник получает диплом, уже обладая прикладными знаниями, государство экономит  время и деньги, затраченные на обучение. Однако такой подход требует внедрения многоуровневой  системы подготовки и переподготовки выпускников, предполагающей у них наличие социальных обязательства перед  государством и работодателем.

Такой подход, по словам вице-премьера, требует многоуровневой системы подготовки и ответственности: выпускника - перед организациями и страной, организаций - перед государством и обществом. При этом, полагает Алексей Цуркан, финансировать образование должны и государство, и заинтересованные в кадрах частные компании. А вот обучение по востребованным у абитуриентов специальностям, в которых дефицита отрасли экономики не испытывают, должно быть переведено на договорную основу.

Одновременно с образованием, по словам вице-премьера,  государство должно финансировать и науку, однако здесь необходима эффективная система оценки результатов научных изысканий.

Финансирование науки является одним из запланированных шагов в нашем государстве, отметил Алексей Цуркан. ВКСНТ, по его словам, уже принял иную концепцию формирования научного заказа. Вице-премьер также остановился на вопросах  взаимодействия прикладной и фундаментальной науки. Без соответствующего обеспечения научно-педагогическими кадрами, сказал Алексей Цуркан, это невозможно. В вопросах оценки научных знаний, уверен он, надо учитывать опыт ведущих российских вузов. При этом необходимо исключить «обезличку» при оценке научных достижений. Стимулом развития образования и науки может стать коммерциализация знаний, в том числе создание малых инновационных предприятий и стартапов на базе вуза, что может стать дополнительным источником финансирования ПГУ. Расширение практики дистанционного и электронного обучения также создаст дополнительные возможности, считает вице-премьер.

Своими соображениями в контексте взаимосвязи экономики и образования поделилась полномочный представитель Верховного Совета ПМР в Госдуме РФ Ольга Гукаленко. Она также говорила о том, что инновационная экономика предполагает создание интеллектуальной среды. ПГУ должен продвигаться в этом направлении. Во главу угла должны быть поставлены емкие, прорывные в научном отношении проекты. Такая постановка вопроса потребует ускоренной подготовки кадров. Ольги Гукаленко предложила также пересмотреть отношение к квотам, направив часть из них не на подготовку, а на переподготовку нужных для республики специалистов. Это один из способов  оптимизации российской гуманитарной помощи.

Влияние профессионального образования на экономический рост Приднестровской Молдавской Республики и весомого фактора политической стабильности государства осветила в своем выступлении министр просвещения Татьяна Логинова. Особое внимание она акцентировала и на усиление роли среднего профессионального образования, что, по её мнению,  связано с реальной потребностью предприятий в квалифицированных кадрах. Министр сообщила, что Министерство просвещения поощряет участие предприятий в разработке образовательных программ, организацию практик на базе производственных компаний, а также привлечение их специалистов к участию в образовательном процессе, что должно способствовать укреплению связей между предприятиями и учреждениями профессионального образования. Однако, предложила Татьяна Логинова, чтобы развивать профобразование, необходимо отойти от контрольных цифр приема и опираться на госзаказ специалистов.

Гость форума, директор «Международного молодёжного центра» при Федеральном агентстве по делам молодежи РФ Алексей Любцов затронул в своём выступлении проблему сохранения человеческого ресурса и перспектив молодого поколения в Приднестровье. «У вас каждый молодой человек на счету,-  заявил Алексей Любцов. - Основной вопрос в том, чтобы после получения образования он отсюда не уехал». По мнению российского политика, чтобы остановить вымывание кадров, Приднестровью необходимо продумать стратегию развития образования на ближайшие 10-15 лет. Причем реализовывать её нужно в «ручном режиме», постоянно отслеживая общественные процессы и тенденции. Для этого важно не только повышать привлекательность трудоустройства в Приднестровье, но и «слышать молодых людей», то есть,серьезно заниматься молодежной политикой, игнорирование которой может привести к серьезным проблемам в будущем.

«Приднестровский государственный университет находится уже в стадии решения многих озвученных здесь проблем», - сообщил, выйдя на трибуну, ректор ПГУ им.Т.Г. Шевченко Степан Берил. В своем выступлении он остановился на роли науки, как важнейшего фактора  развития экономики республики.

Именно наука является основным фактором роста благосостояния общества — это новые технологии, расширение спектра специальностей и появление новых возможностей. Поэтому финансирование науки, причём как прикладной, так и фундаментальной, — это важная государственная задача. Однако финансирование науки, считает ректор, должно быть эффективным - необходимо понимать, на каких стратегических направлениях стоит концентрировать усилия. Со своей стороны университет должен гарантировать качество научно-исследовательских работ и высшего образования в целом. Степан Иорданович отметил, что государство должно оказать содействие в коммерциализации знаний, создавая соответствующую инфраструктуру, бизнес-инкубаторы, производственно-коммерческие структуры на базе университета. При этом ректор полагает, что  для ликвидации бюрократических проволочек имеет смысл придать вузу статус хозяйствующего субъекта с адекватными налоговыми льготами.

Прокомментировав некоторые моменты, прозвучавшие в докладе вице-премьера и других докладчиков, ректор ПГУ обратил внимание участников на то, что   ведущий вуз страны был создан как кузница кадров — на сегодняшний день его две трети персонала государственных учреждений, министерств, ведомств и иных организаций составляют выпускники ПГУ.

О необходимости создания эффективной модели стратегического развития с конкретным обозначением временных и территориальных рамок, говорил в своем динамичном выступлении председатель Комитета Верховного Совета по науке и образованию Михаил Бурла.

По его словам, эта модель должна способствовать привлечению инвестиций, поскольку для бизнес-сообщества недостаточно заявлений и деклараций — инвесторы и предприниматели должны чётко понимать, что и как будет делать государство в долгосрочной перспективе. 

По окончании работы круглого стола участники приняли итоговые рекомендации. По его словам, для бизнес-сообщества не достаточно заявлений и деклараций — инвесторы и предприниматели должны чётко понимать, что и как будет делать государство в долгосрочной перспективе. При этом, по словам Бурлы, до сих пор нет чёткого понимания, какие специалисты нужны экономике и как удержать кадры в республике.

Будущее приднестровской экономики депутат видит в развитии экспортоориентированных предприятий и тех отраслей, для которых в республики есть сырьевая база — пищевой промышленности и агросферы.

  • IMG_9033
  • IMG_9035
  • IMG_9042
  • IMG_9049
  • IMG_9052
  • IMG_9059
  • IMG_9067
  • IMG_9081
  • IMG_9082
  • IMG_9087
  • IMG_9090
  • IMG_9092
  • IMG_9097
  • IMG_9099
  • IMG_9105
  • IMG_9110
  • IMG_9122
  • IMG_9130
  • IMG_9140
  • IMG_9148
  • IMG_9154
  • IMG_9160
  • IMG_9167
  • IMG_9172