ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Русском центре ПГУ говорили о творчестве В.И. Сурикова

В Русском центре ПГУ 17 января состоялось первое в этом году заседание лектория любителей русского искусства «Передать дух времени в картинах», посвященное 170-летию со дня рождения русского художника В.И. Сурикова.

 

Ведущая – старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Галина Николаевна Николаева – познакомила студентов с жизнью и творчеством известного портретиста  и замечательного исторического живописца. Также в рамках лекции были рассмотрены и проанализированы важнейшие картины художника. Василий Иванович Суриков родился 24 января (12 января по старому стилю) 1848 года в Красноярске. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду.

Первым историческим полотном, принесшим широкую известность художнику, стало «Утро стрелецкой казни», оконченное в 1881 году. При написании этой картины Суриков изучает исторические документы, свидетельства очевидцев, делает большое количество этюдов с крестьян и знакомых. Произведение было выставлено на IX Выставке Товарищества передвижников 1 марта 1881 года. В том же году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

«Утро стрелецкой казни» многие называли первой русской исторической картиной. Эта картина была приобретена П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему - «Меншиков в Березове» (1881-1883). При написании этого полотна художник использовал тот же метод, что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Василий Иванович узнал, где он живет и уговорил его позировать. Также на улице же Суриков повстречал девушку, которая послужила моделью для младшей Меншиковой. Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году и также была приобретена Третьяковым.

На картине изображён Александр Меншиков, фаворит Петра I, который за государственные интриги по указу Петра II был отправлен в ссылку в город Берёзов. Меншиков изображён с детьми, которые символизируют смену поколений. Все герои картины погружены в думы о прошлом, Меншиков живёт памятью. Историческая достоверность картины определяется образами людей, изображённых на ней, а также их одеждой и обстановкой избы, полностью соответствующей той эпохе. В образе Меншикова Суриков раскрывает эпоху Петра I.

Меншиков изображён на картине, как яркая историческая личность, выходец из народа и баловень судьбы, трагическое напоминание об эпохе самовластия и переворотов. Мастерски написаны дети Меншикова — старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и глубоко задумавшаяся о чём-то далёком, сын Александр, машинально снимающий нагар со свечи, и младшая дочь Александра, вводящая в композицию жизнеутверждающее начало.

Средства, полученные от продажи двух больших полотен, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев.

Вернувшись в Россию, Суриков приступает к созданию «Боярыни Морозовой». Здесь художник также не изменил своему методу: юродивого он нашел на толкучем рынке, типы монашек, боярышень - в селе Преображенском под Москвой. Картина была выставлена в 1887 году на XV выставке передвижников. И опять же Третьяков покупает картину.

В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни»  в образе стрельца с чёрной бородой. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года.

В 1888 году умирает жена художника. Суриков впадает в глубокую депрессию, он не может работать, замыкается в себе. В следующем году по приглашению матери и брата художник с дочерьми посещает свою родину - Красноярск. Там он вновь возвращается к жизни, пишет картину «Взятие снежного городка». Взятие снежного городка» было написано в в1891 году.

Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери, Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль, Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов.

У художника рождается замысел новой исторической картины — «Покорение Сибири Ермаком». Суриков пишет этюды в Минусинском крае, Тобольске, Красноярске, на Иртыше, а затем едет на Дон. Особенность картины заключается в том, что, несмотря на то, что живописец изображает страшную битву, на ней нет крови, трупов, искаженных болью лиц. Картина стала вершиной творчества художника.

Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» началась в 1891 году. Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.

Широкую известность получило еще одно историческое полотно Сурикова — «Переход Суворова через Альпы», которое он задумал в октябре 1895 года, еще будучи в Красноярске.

Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники увидели еще одного прототипа Суворова - преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Произведение «Переход Суворова через Альпы» впервые было показано публике на XXVII Передвижной выставке в 1899 году, в год столетия знаменитого Суворовского перехода. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

В 1895 году советом Академии художеств Василию Ивановичу Сурикову было присвоено звание академика.

Последняя картина Сурикова, показанная на передвижной выставке (в 1906 году) — «Степан Разин». Первый эскиз картины был сделан еще в 1887 году, а изменения вносились вплоть до 1910 года.

Творчество Сурикова высоко оценено в Русском изобразительном искусстве, его исторические произведения правдиво отражают непростые периоды жизни русского народа в истории России.

Рассказ Галины Николаевны Николаевой сопровождался содержательной презентацией и фрагментами из историко-биографического фильма «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.

Дарина Кулакова