logo

Актуальные проблемы художественно-эстетического образования в Приднестровье обсудили участники X Республиканской научно-практической конференции, состоявшейся 17 ноября на кафедре музыкального образования Института государственного управления, права и социально-гуманитарных наук Приднестровского государственного университета.

Как рассказала ответственный за проведение конференции – доцент кафедры музыкального образования Л.И. Бурдиян, в работе форума приняли участие представители Министерства просвещения ПМР, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детских музыкальных школ, детских школ искусств Приднестровья, Тираспольского Суворовского военного училища, Приднестровского государственного института искусств, Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Бендерского высшего художественного колледжа им. В.И. Постойкина. Это учителя школ, лицеев и гимназий, преподаватели и студенты вузов и колледжей, представители государственных и негосударственных учреждений. Общее количество участников составило 68 человек, из них иногородних - 18. На конференции было заслушано 39 докладов.  

Согласно представленной зам. председателя оргкомитета конференции, директором ИГУП и СГН доцентом Е.М. Бобковой информации, тема конференции «Актуальные проблемы художественно-эстетического образования в Приднестровье» предполагала рассмотрение многообразных проблем различных сфер культуры, искусства и образования. Предложенные направления в связи с учебным процессом в разных общеобразовательных и специальных учебных заведениях обеспечили интерес к данному форуму со стороны специалистов различных областей искусства и гуманитарного знания. Работа конференции была организована в пяти секциях, в которых обсуждение тем заявленной проблематики явилось продолжением «стартовых» докладов пленарного заседания (сообщения доц. Л.И. Сизеневой, ст. преп. С.А. Поронок, ст. преп. Е.В. Дымченко).

Атмосфера творческого общения участников заседаний всех пяти секций стимулировала формулирование оригинальных решений рассматриваемых проблем и осветила широкий спектр вопросов современного художественно-эстетического воспитания и образования. Среди наиболее значимых его аспектов были выделены: воздействие процессов информатизации, распространения массовой культуры и медиажанров на становление личностного и профессионального облика современной молодежи; значение духовно-нравственной составляющий в организации и осуществлении учебно-воспитательной работы; проблема исчезновения эмоциональных реакций школьников на проявления категории «прекрасного» в музыке, виртуализация сознания, поглощение интересов и потребностей учащихся (в области искусства) стереотипами, внедряемыми в сознание продукций шоу-бизнеса.

В качестве основополагающих методологических факторов художественно-эстетического развития молодежи были представлены: интеграционный подход к воспитанию посредством искусства, нацеленность на развитие творческих способностей детей, активизация принципов развивающего обучения, распространение интерактивных методов в процессе проведения занятий; вовлечение информационных технологий и, вместе с тем, формирование культуры взаимодействия с компьютером, развитие непосредственных контактов педагога и учеников. Много сообщений было посвящено народной художественной традиции, жанрам фольклора и их привлечению к процессам школьного художественного и гуманитарного воспитания.

Особой формой взаимодействия и обмена исследовательскими и методическими решениями отличались музыкальные секции (№ 2,3,4), объединившие учителей музыки общеобразовательных учреждений, педагогов ДМШ и ДШИ, а также преподавателей ПГУ и ПГИИ. В данных объединениях, наряду с теоретическими вопросами по проблемам темы конференции активно обсуждались (посредством обсуждения фрагментов открытых уроков, музыкально-исполнительского показа примеров) вопросы теории и технологии преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе, музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ, а также проблемы практики осуществления учебно-воспитательного образования (на занятиях в классе вокала, музыкально-теоретических дисциплин). Творческими дискуссиями сопровождалось и обсуждение проблем активизации музыкально-просветительской подготовки студентов в музыкальном вузе, развитие арт-менеджмента, исследования возможностей организации особых условий, специальных программ и соответствующего процесса обучения особо одаренных детей.

Содержательными докладами отличалось и заседание секции № 5, объединившей представителей образования в области изобразительного искусства. Наряду с проблемами преподавания дисциплин художественного цикла в общеобразовательных учреждениях, участники конференции обсуждали и вопросы теории и технологии осуществления педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях, а также исторические аспекты развития системы специального художественного образования в Приднестровье.

При подведении итогов работы конференции участниками была принята резолюция, в которой рекомендовано определить X Республиканскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы художественно-эстетического образования в Приднестровье» состоявшейся, признав организацию и проведение конференции соответствующими специфике предложенных докладов, их творческой направленности. Также предложено принять к сведению все высказанные в качестве выводов и рекомендаций утвержденные в результате обсуждения авторские положения докладов. Предлагается в дальнейшем практиковать разработку таких тем конференций и направлений предлагаемой проблематики, которые объединяли бы представителей всех сфер искусствознания, художественной деятельности, гуманитарных дисциплин, психолого-педагогических направлений исследования вопросов формирования культуры представителей грядущих поколений нашего общества.

В итоговом документе конференции также говорится о необходимости обратить внимание в последующих организационных, научно-методических, учебно-методических проектах на вопросы составления программы музыкального образования по поддержке особо одаренных детей; активизации процесса разработки такого направления профессиональной деятельности как «Музыкальный менеджмент» и обеспечения соответствующей реализацию его преподавания студентам магистратуры.

В качестве рекомендаций приняты предложения, связанные с необходимостью активизировать методологические поиски в процессе формирования и развития общей педагогической стратегии в профессиональной деятельности, стремиться к качественным показателям реализации накопленного педагогического опыта, усилить процессы профессиональной рефлексии в самосовершенствовании творческого облика преподавателя. Кроме того, рекомендовано углубить духовно-нравственную составляющую воспитательной работы в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического и гуманитарного цикла. Предлагается развивать воспитательный потенциал педагогических воздействий в специальных учебных заведениях на разных этапах профессиональной подготовки будущих выпускников; вовлекать современные информационные технологии в процессы преподавания дисциплин художественной и гуманитарной направленности, и, одновременно, формировать культуру общения с компьютером, активизировать процессы непосредственных контактов педагога и учащихся. Также необходимо организовать методическое обеспечение процессов приобщения школьников и элитарной художественной культуре, планировать и осуществлять обсуждение с детьми продукции массовой культуры, реализовывать соответствующую самоподготовку к подобного рода мероприятиям, вводить в школьный репертуар многообразный материал современной музыкальной культуры, обеспечивать слуховую адаптацию детей к нетрадиционным ладовым системам и нестандартным гармоническим созвучиям.

В числе лучших выступлений, прозвучавших на конференции, названы доклады Е.В. Розановой, У.В. Чебан, Л.М. Карташила, Л.В. Каркош, А.Т. Цуркан, Т.И. Лукьянчук,В.А. Лукьянчук, Л.И. Улановой, Е.А. Гавриловчук, а также доц. Е.Ю. Самбриш, доц. Е.В. Подповетной, А.В. Шумило, ст. преп. Е.В. Дымченко, ст. преп. С.А. Поронок, преп. О.А. Коротковой, преп. К.В. Ясинской. Яркие сообщения подготовили также Л.М. Соколик, Г.И. Голубчикова, Н.Н. Аксенгор, А.А.Котлин, Я.О. Лозинская, А.П. Ермолаева.

Пресс-центр ПГУ.

  • IMG-0a9c0729c4d81d06c7f0f984b523e29c-V
  • IMG-311d7643d82e737eb2f19826f7d43753-V
  • IMG-f9092a1fb6bbafedce4f88cf3facb968-V
  • IMG_20181117_101744