ПГУ им. Т.Г. Шевченко
×

Внимание

The was a problem converting the source image.

There was a problem rendering your image gallery. Please make sure that the folder you are using in the Simple Image Gallery plugin tags exists and contains valid image files. The plugin could not locate the folder:

Роль фонда оценочных средств обсудили на конференции в ИТИ

В актовом зале Инженерно-технического института 29 ноября прошла Республиканская научно-практическая конференция для преподавателей системы среднего и начального профессионального образования на тему: «Роль фонда оценочных средств в формировании профессиональных компетенций».

Инициатором конференции стал факультет среднего профессионального образования (Технический колледж им. Ю.А.Гагарина) ИТИ.

Как рассказала ответственный за проведение конференции - декан факультета среднего профессионального образования доцент С.А. Устименко, в работе конференции участвовали Институт развития образования и повышения квалификации, Бендерский политехнический филиал ПГУ, Бендерский медицинский колледж, Слободзейский политехнический лицей, Днестровский техникум энергетики и компьютерных технологий, Каменский политехнический техникум, Тираспольский техникум информатики и права, Тираспольский техникум коммерции, Тираспольский медицинский колледж, Промышленно-строительный техникум, факультет СПО (Технический колледж им. Ю.А.Гагарина) ИТИ. Всего - 11 организаций образования республики.

Общее количество участников составило 53 человека, из них приглашенных иногородних – 17 человек, 40 участников - преподаватели и мастера производственного обучения, 13 - представители государственных и негосударственных учреждений.

Все заявленные участники конференций прибыли вовремя, были представители организаций, которые не подавали заявки на участие, они вписывались в дополнительный явочный лист.

На конференции прозвучали все 12 запланированных докладов. Все выступления имели ярко выраженную индивидуальность и практическую направленность, что вызывало живое обсуждение представленной информации.

Все сообщения сопровождались выразительными презентациями и соответствовали теме конференции. Определенный программой порядок докладов позволил четко удерживать линию обсуждения, каждый доклад выводил общую тему на новый уровень и отличался оригинальностью. Несмотря на узкую тематику, полностью отсутствовали повторы в теоретических частях сообщений.

С 2014 года организации среднего и начального профессионального образования Республики перешли на стандарты третьего поколения. Весной 2018 года осуществлен первый выпуск, результаты которого позволили проанализировать успешность освоения новых образовательных профессиональных программ по всем направлениям подготовки.

В течение четырех лет на базе факультета среднего профессионального образования Инженерно-технического института ежегодно проводились республиканские конференции и семинары по вопросам освоения стандартов. Ноябрь 2018 года стал удобным временем обмена опытом между организациями образования по подходу к реализации компетентностной модели образования.

За четыре года организации профессионального образования составляли и апробировали различные модели содержания фонда оценочных средств (ФОС), их применения и анализа результатов. Проведена работа по апробации различных форм оценки знаний, умений и компетенций для разных дисциплин.

Факультетом среднего профессионального образования (Технический колледж им Ю.А.Гагарина) на конференции был представлен опыт формирования критериев оценивания компетенций при проведении квалификационных испытаний по профессиональным модулям различных специальностей. В том числе - комплект экзаменатора, заполняемый при проведении квалификационных испытаний, методика определения средней арифметической оценки всех членов комиссии по различным компетенциям с применением электронных расчетных таблиц; методические указания по проведению квалификационных испытаний и программа их проведения. Были проанализированы различные подходы к разработке фондов оценочных средств по техническим специальностям и представлены разработанные комплекты оценочных средств квалификационного экзамена четвертого профессионального модуля для специальностей «Технология машиностроения», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» «Компьютерные системы и комплексы».

Активное участие в работе конференции приняли педагоги Бендерского политехнического филиала ПГУ, их опыт проведения квалификационных экзаменов в смешанной форме по 100-балльной системе нашел одобрение и поддержку коллег из других организаций образования.

Все организации профессионального образования отметили необходимость разработки методических указаний для формирования фонда оценочных средств. Конференция одобрила опыт разработки формы оценочных листов, а также методику выработки четких критериев оценки компетенций в рамках каждой отдельной специальности представленную факультетом среднего профессионального образования. Особо были отмечены учет роли практик и курсовых проектов/работ в оценке сформированности профессиональных компетенций.

Особую ценность конференции представило то, что различные организации образования выработали идентичные подходы к решению поставленного конференцией вопроса, опираясь на довольно обобщенные рекомендации Министерства просвещения ПМР от 23.09. 2014 года (№ 1244 «Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по профессии начального профессионального образования или специальности среднего профессионального образования»).

Проведение конференции является весьма своевременным и способствует обмену опытом разработки ФОС, что позволит образовательным организациям республики усовершенствовать и повысить качество подготовки специалистов.

Все организации профессионального образования отметили необходимость разработки методических указаний для формирования фонда оценочных средств по примеру Каменского политехнического техникума им. И.Солтыса. Конференция одобрила опыт разработки формы оценочных листов, а также методику выработки четких критериев оценки компетенций в рамках каждой отдельной специальности, представленную факультетом среднего профессионального образования (Технический колледж им Ю.А.Гагарина). Особо отмечен учет роли практик и курсовых проектов/работ в оценке сформированности профессиональных компетенций.

В решение Республиканской научно-практической конференции «Роль фонда оценочных средств в формировании профессиональных компетенций» было записано, что с 2014 года система начального и среднего профессионального образования ПМР перешла на новые образовательные стандарты, построенные на основе модульно-компетентностного подхода. Перед организациями образования поставлена задача разработки Фондов оценочных средств (ФОС) по специальностям в соответствии с требованиями ФГОС 3.

ФОС специальности, профессионального модуля и дисциплины должны разрабатываться по шаблонам, утвержденным приказом Министерства просвещения от 23 сентября 2014 года № 1244 «Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по профессии начального профессионального образования или специальности среднего профессионального образования». В 2018 году организации профессионального образования сделали первый выпуск по образовательным программам третьего поколения, тем самым проведя апробацию самой программы и ФОС, разработанного к ней.

Участники конференции отметили необходимость апробации рекомендуемых в докладах ФСПО дополнений к шаблонам ФОС, а именно: дополнение оценочного листа практик колонками соответствия видов работ компетенциям и баллам оценки; оценочный лист курсовой работы/проекта; для преподавателей системы среднего и начального профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики; развернутый оценочный лист квалификационного экзамена, отражающий оценку всех составных частей профессионального модуля.

Решением конференции было рекомендовано признать положительным опыт накопительной балльной оценки достижений обучаемого, опыт проведения квалификационных экзаменов по очной и заочной форме. Также рекомендовано признать, что процедура контроля достижений обучающегося является частью процесса обучения и продолжает формировать профессиональные и общие компетенции.

Пресс-центр ПГУ.

{gallery}/2018/12/4/4{/gallery}