logo

"Литературная гостиная", посвященная 125-летию со дня рождения всемирно известного русского писателя Михаила Булгакова, прошла в русском центре Фонда "Русский мир" ПГУ.

Мероприятие под названием "Я не писатель, Я - Мастер" провели студенты 3 курса филологического факультета под руководством старшего преподавателя кафедры литературы и журналистики Галины Николаевой.

 

Ведущая Даниила Кафитулова рассказала присутствующим студентам и преподавателям филологического факультета об основных вехах жизненного и творческого пути великого Мастера: о жизни в Киеве в известном «доме Турбиных» на Андреевском спуске, о первом литературном опыте,  о медицинской карьере Булгакова, о его деятельности в качестве военврача и о личной жизни писателя.

Выпускник прошлого года филологического факультета, преподаватель литературы Андрей Павленко рассказал о повести «Записки на манжетах». По его словам, эту повесть Булгакова  называют автобиографичной, несмотря на то, что сам автор отрицал это. При жизни писателя повесть полностью ни разу не была опубликована, и в целом судьба ее достаточно загадочна. Известная сегодня повесть «Записки на манжетах» составляет лишь треть от первоначальной булгаковской рукописи.

С историей о повести «Собачье сердце» выступила студентка III курса Елена Швец. Некоторые исследователи настаивали на том, что эта повесть – пародия на отдельных личностей партийной верхушки середины 20-х годов. Так в роли Шарикова-Чугункина некоторые критики узрели образ Сталина, а в роли Преображенского – Ленина.

Историю написания одной из самых успешных пьес Булагкова «Дни Турбиных» рассказала студентка Анна Балан. Пьеса, поставленная в 1926 году во МХАТе, имела большой успех и нравилась самому И.В. Сталину. В своих выступлениях вождь говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но, когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её.

О всемирно известном  романе «Мастер и Маргарита» рассказала Марина Скрипниченко. Отрывки из произведения наизусть зачитали Александрия Логвинова и Татьяна Дьяченко. Самый известный роман писателя, принесший ему посмертную мировую славу, был посвящен возлюбленной писателя, его последней жене Елене Шиловской.  Этот роман – закатный в творчестве Булгакова. Задумывался он как «евангелие от дьявола», однако за 14 лет работы над ним первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого автора.

Мери Манукян, студентка III курса, рассказала о пьесе «Иван Васильевич». Комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», имеющая ошеломительный успех  с 70-х годов по сегодняшний день, написана по пьесе Булгакова.  Несмотря на будущую популярность, при жизни писателя пьеса всегда оставалась в тени его творчества.

Начало 30-х годов – тяжелый период в судьбе и творчестве Булгакова. За 1929-1930 годы не было поставлено ни одной его пьесы, в печати не появилось ни единой  строки. За эти годы он стал «гонимым Мастером». Писатель обратился с письмом к самому Сталину с просьбой разрешить ему выехать из страны или дать возможность зарабатывать на жизнь, так как он, в прошлом известный писатель, стоял на грани нищеты. После этого ему дали работу в МХАТе и Большом театре. 

В это время состояние здоровья Булгакова резко ухудшилось. Диагноз врачей -  гипертонический нефросклероз. Уже с февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, а 10 марта 1940 года великого Мастера не стало. Похоронен Михаил Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству Елены Булгаковой (Шиловской), был установлен камень, прозванный "голгофой", который ранее лежал на могиле Николая Гоголя.

Александра Жаркова

  • IMG_8434
  • IMG_8435
  • IMG_8438
  • IMG_8441
  • IMG_8442
  • IMG_8444
  • IMG_8447
  • IMG_8451

Читайте также