logo

Республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Состояние и перспективы развития практической психологии образования», приуроченная к 30-летию кафедры психологии факультета педагогики и психологии, прошла в Приднестровском государственном университете им. Т.Г Шевченко. Поздравили коллег с юбилеем российские и украинские ученые, педагоги-психологи общеобразовательных учреждений Приднестровья, представители Министерства просвещения.

В своем вступительном слове заведующая кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент Виктория Кучерявенко напомнила кратко историю создания структурного подразделения, отметив при этом, что и до 1986 года велось чтение психологических дисциплин у студентов педагогических специальностей. Но именно 30 лет назад кафедра была выделена в качестве отдельной единицы, получившей тогда наименование кафедра общей и детской психологии. Первый выпуск специалистов состоялся в 1994 году. Нынешнее свое название кафедра получила в 2001 году. В настоящее время по численному составу и объему выполняемой работы она является одной из крупных в университете. Кафедра ведет подготовку и выпуск бакалавров первого уровня высшего образования по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль – «Психология образования» и с 2016 года также подготовку профессионалов по магистерской программе «Организационная психология в социальной сфере и образовании». Профессорско-преподавательским составом ведется также чтение психологических дисциплин на других факультетах университета. Выпускники кафедры успешно трудятся в качестве практических психологов в образовательной и социальной сферах республики, в правоохранительных органах и органах государственного управления.

Кафедра психологии факультета педагогики и психологии ПГУ много лет плодотворно и тесно сотрудничает с коллегами из других стран. К ее 30-летию свои поздравления прислали профессора кафедры психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета - академик РАО, доктор педагогических наук Андрей Вербицкий и доктор психологических наук Елена Сорокоумова; доктор психологических наук, профессор РУДН им. П. Лумумбы Вячеслав Казаренков и заведующая кафедрой социальной и прикладной психологии ОНУ им. И.И. Мечникова, доктор социологических наук, профессор Валентина Подшивалкина. В своих видеообращениях и телеграммах российские коллеги пожелали приднестровским ученым дальнейшей плодотворной деятельности и отметили актуальность и важность выбранной для конференции темы. Андрей Вербицкий подчеркнул, что сейчас происходит становление новой образовательной парадигмы, новых реалий, компетенций и подходов. И новая образовательная парадигма должна быть практико-ориентированной на основе фундаментальных знаний, в первую очередь, о закономерностях развития личности. Российский ученый вкратце обозначил, какой должна быть новая теория  современного образования – это психолого-педагогическая теория контекстного образования.    

Гостям республиканской конференции был продемонстрирован подготовленный к 30-летию кафедры видеофильм, рассказывающий об истории и сегодняшнем дне кафедры, успехах и достижениях. Также состоялась презентация коллективной монографии «Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса при переходе на новые стандарты образования». Монография подготовлена специально к юбилею кафедры и посвящена всем научным руководителям и наставникам кафедры. Рецензентами выступили лауреат Премии Президента Российской Федерации, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, доктор психологических наук, профессор Леонид Лаптев; заведующая кафедрой социальной и прикладной психологии ОНУ им. И.И. Мечникова, доктор социологических наук, профессор Валентина Подшивалкина; и.о. декана факультета педагогики и психологии  ПГУ им. Т.Г. Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент Людмила Васильева. Открывает монографию как раз публикация академика Российской академии образования Андрея Вербицкого «Теория контекстного образования, как концепт основы компетентностного подхода к обучению и воспитанию». Другие статьи также посвящены важнейшей проблеме психологического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на новые образовательные стандарты. Монография будет полезна и необходима преподавателям, студентам и практическим психологам.

В рамках открытия конференции с научными докладами выступили сотрудники кафедры психологии и их коллега, возглавлявшая в свое время это подразделение ПГУ, а сейчас представляющая кафедру педагогики и психологии (дошкольной и коррекционной) им. профессора Т.И. Пониманской Ровненского государственного гуманитарного университета (Украина). Кандидат психологических наук, доцент Наталья Руденко в своем докладе привела данные, полученные вместе с ее учениками на практике, – «Сравнительный анализ психологических факторов наркотизации старшеклассников Украины и Польши». С докладом на тему «Проблемы психолого-педагогического сопровождения девиантных и делинквентных подростков» выступила доктор педагогических наук, профессора кафедры психологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко Альбина Гоголева. Актуальные проблемы теории и практики психологии образования на современном этапе представила в одноименном докладе кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ПГУ Виктория Кучерявенко. Далее работа конференции продолжилась круглым столом на тему «Практическая психология образования в ПМР: состояние и перспективы развития» и студенческой секцией «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студентов».

Подводя итоги конференции ее участники особо подчеркнули важность и значимость подобных мероприятий в помощь друг другу и для взаимного насыщения идеями. В резолюцию форума внесли в этой связи дополнительный пункт – организовать на базе кафедры психологии цикл совместных республиканских научно-методических семинаров практического содержания. В итоговом документе также предлагается инициировать обсуждение проблемы создания психолого-педагогических-медико-социальных центров в ПМР и проблем подготовки психологов с заказчиками-работодателями сферы образования, восстановить деятельность на территории республики филиала Федерации психологов образования России, усилить внимание при подготовке и повышении квалификации психологов образования на использование инновационных видов профессиональной деятельности и многое другое. Также коллеги-психологи договорились поддерживать тесные контакты и обмен информацией посредством интернет-ресурсов и социальных сетей. Около двадцати психологов-педагогов и руководителей образовательных учреждений в рамках конференции были награждены Благодарственными письмами кафедры психологии ПГУ за тесное сотрудничество. Все участники также получили приглашение на торжественное мероприятие, посвященное 30-летию кафедры и Дню психолога, которое пройдет 25 ноября в Культурно-просветительском центре им. Кирилла и Мефодия. 

Екатерина Пошелюк.

  • IMG_5377
  • IMG_5379
  • IMG_5382
  • IMG_5383
  • IMG_5386
  • IMG_5389
  • IMG_5390
  • IMG_5395
  • IMG_5398
  • IMG_5405
  • IMG_5407
  • IMG_5410
  • IMG_5417