ПГУ им. Т.Г. Шевченко

23 декабря исполняется 220 лет со дня рождения русского художника Карла Брюллова. О его жизненном пути и творчестве говорили 19 декабря в Русском центре ПГУ. Здесь прошло очередное заседание Лектория любителей русского искусства, который ведет ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Г.Н. Николаева.

Карл Брюлло (русификация его фамилии произойдет позже) родился в один год с Пушкиным – в 1799 в Санкт-Петербурге в семье Павла Брюлло и Марии Шрёдер. Отец художника имел французские корни, мать – немецкие. В их семье росло шестеро детей: четыре сына и две дочери.

Все сыновья связали свою жизнь с искусством, что неудивительно. Павел Брюлло был резчик по дереву, гравер, преподаватель в классе орнаментальной скульптуры Санкт-Петербургской Академии художеств. Он рано приобщил Карла к живописи, сын рисовал людей, животных, помогал отцу с выполнением заказов. Девятилетний Карл был зачислен в Императорскую Академию художеств, где быстро проявил свои способности и завоевал расположение соучеников и преподавателей, среди которых были В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, А.И. Иванов. Созданное за три года полотно «Гений искусства» стало первой значимой работой художника. Академический совет признал картину образцом для копирования.

В 1821 году Брюллов создал «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» в качестве итоговой работы. Как рассказала Галина Николаевна, за эту картину Карл получил Большую золотую медаль и право на поездку за границу с полной оплатой проживания. Однако Академия попыталась задержать молодой талант в своих стенах еще на несколько лет, требуя заниматься под началом А. И. Ермолаева, бесталанного и неавторитетного художника. Диалога не получилось, наставника не заменили, и Брюллов от поездки отказался.

Но в Европу художник все-таки попал. В этом ему помогло молодое Общество поощрения художников, чьей главой был Петр Андреевич Кикин, участник Отечественной войны и меценат. Убедившись в мастерстве молодого художника, ОПХ согласилось взять на себя расходы на путешествие. 16 августа 1822 года Карл Брюлло и его брат Александр отбыли в Италию. До поездки братья получили новую, русифицированную фамилию с высочайшего соизволения императора Александра I.

В обязанности Карла Павловича входило составление отчетов о впечатлениях, изучение произведений искусства, написание картин.

Последней ученической работой Брюллова стала сделанная в Риме копия фрески Рафаэля «Афинская школа». В этот период жизни художник отошел от работ на исторические и религиозные сюжеты. В его творчестве набирает силу жанровая живопись. «Итальянское утро» стало первой удачей Брюллова на этом поприще. Картина поразила и знатоков, и любителей живописи, хотя была проста по сюжету – молодая девушка умывается у фонтанчика. Но она была очень свежо и интересно написана, показав новаторство Брюллова в игре света и тени. Николай I, которому ОПХ вручило картину, одарил Брюллова бриллиантовым перстнем и захотел получить парную работу. Ею стал «Итальянский полдень». На картине молодая, сияющая здоровьем и красотой итальянка с плетеной корзиной собирает виноград, стоя на деревянной лестнице. Полноватая модель не понравилась императору. ОПХ также сочло картину недостаточно изящной, не соответствующей канонам красоты. Брюллов, как подчеркнула Галина Николаевна, своего мнения о работе не изменил и прекратил отношения с Обществом поощрения художников.

В Италии К.П. Брюллов рисовал много небольших акварелей, воздушных, легких, полных солнца и жизни. К нему стали поступать заказы, и нужда в финансовой поддержке со стороны отпала, что стало еще одной причиной для разрыва отношений с ОПХ.

В Италии Брюллов прожил 13 лет. Здесь произошло его знаменательное знакомство с графиней Юлией Самойловой. Эффектная, красивая, с итальянской внешностью и взрывным характером, она стала его натурщицей и музой. Жизнь Юлии тоже небезынтересна. По отцу она принадлежала к богатейшему роду Скавронских, трижды была замужем, воспитала двух девочек (своих детей у нее не было), но лишилась титула и умерла в Париже в 1875 году почти полностью разоренной. Юлия, Амалиция и Джованина – героини многих картин Брюллова: «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком», знаменитая «Всадница», «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини». На своем знаменитом полотне «Последний день Помпеи» Карл Брюллов изобразил Юлию как минимум трижды. Она и женщина с кувшином на голове, и мать, скорбно обнимающая прильнувших к ней дочерей, и молодая женщина с мужем и двумя младенцами…

В «Последнем дне Помпеи» виден интерес художника к обычным людям в час грандиозной трагедии. Брюллов умело сочетает черты классицизма и романтизма: строго уравновешенное расположение фигур дополняется глубокой проработкой разных планов картины. Готовясь к написанию, живописец посещал недавно раскопанные Помпеи и Геркуланум. На волне всеобщего увлечения археологией и в связи с недавним извержением Везувия (1828 год) работа была воспринята с огромным интересом и на родине художника, и в Европе. Мастерство, с которым она была написана, принесло Брюллову славу первого живописца России. Поэт Евгений Боратынский писал:

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день!

В 1836 году Карл Брюллов вернулся в Петербург, чтобы стать по велению Николая I профессором Императорской Академии художеств. В 1835 году художник несколько месяцев жил в Москве, где познакомился с Пушкиным и портретистом Тропининым, бывшим крепостным, с которым очень сдружился. Живописец сыграл серьезную роль и в жизни другого крепостного – Тараса Шевченко. Для освобождения поэта из крепостничества у помещика Энгельгардта он написал портрет поэта Василия Жуковского. Картина была разыграна в лотерею во дворце, и вырученные деньги пошли на выкуп Шевченко.

С 1836 по 1849 годы К.П. Брюллов жил в столице. В 1843 году он стал одним из художников, которым было поручено расписать Исаакиевский собор. Живописец работал над плафоном большого купола. Сырость и пыль усугубили состояние здоровья Брюллова. С разрешения императора он прервал работу, завершить которую предстояло его ученику В. Басину. Чтобы поправить пошатнувшееся здоровье, художник уехал на Мадейру. Там он рисовал много акварельных пейзажей. В 1850 году, посетив Испанию, Брюллов уехал в Италию, где познакомился с А. Титтони, соратником Гарибальди. В доме этого итальянца Брюллов и прожил последние годы жизни. Его финальной работой стал портрет археолога Микеланджело Ланчи. Примечательно, что эта картина была одной из первых покупок Павла Третьякова для его знаменитой галереи.

Умер Брюллов в летний день, 11 июня 1852 года, и был похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо. Его творчество стало путеводной звездой для следующих поколений великих русских художников.

До конца декабря в Русском центре состоится еще одно заседание Лектория любителей русского искусства, которое будет посвящено Эрмитажу.

Лилия Трофимова.