Год начала (временной период) | Тема исследования | Структурное подразделение | Научно-исследовательская лаборатория | Заказчик | План-задание | Направление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2017 (3 года) | Расчеты и показатели экономической и финансовой устойчивости системы образования в условиях ее реформирования | Экономический факультет | НИЛ «Экономика образования» | Министерство просвещения |
ЦЕЛЬ: На основе теоретического изучения экономической и финансовой устойчивости системы образования (вуза) провести анализ и оценку, а также рассчитать статьи затрат, входящих в норматив подушевого финансирования для обучения студента в вузе, ведения научно-исследовательских работ; разработать меры совершенствования функционирования вуза как одного из приоритетных элементов государственной системы образования. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: – изучение теоретических основ экономической и финансовой устойчивости вуза; – оценка экономической и финансовой устойчивости вуза; – определение размера норматива подушевого финансирования на одного студента вуза; – определение размера норматива подушевого финансирования на одного студента в части ведения научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе; – повышение экономической и финансовой устойчивости вуза. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – изученытеоретические основы экономической и финансовой устойчивости вуза; – проведен расчет и анализ финансовой устойчивости вуза, норматива подушевого финансирования на одного студента вуза, финансирование научно-исследовательской работы вуза; – участие в научных мероприятиях, проводимых экономическим факультетом (круглые столы и конференции), статьи в научных сборниках и журналах. | Основы экономического развития государства. Экономические проблемы развития ПМР. Прикладные научные исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 (3 года) | Трансформация социально-трудовых отношений на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях ПМР | Экономический факультет | НИЛ «Экономические исследования» | Министерство по социальной защите и труду ПМР | Аналитический отчет по выявлению основных тенденций и форм трансформации социально-трудовых отношений на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях Приднестровской Молдавской Республики в современных социально-экономических условиях и разработка конкретных предложений. | Основы экономического развития государства. Экономические проблемы развития ПМР. Фундаментальные научные исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 (4 года) | Обоснование эффективности лечения грыжевой болезни в эксперименте и клинико-функциональными исследованиями. | Медицинский факультет | НИЛ «Экспериментальная хирургия» | Министерство здравоохранения | План-задание на проведение в 2018-2022 гг. научно-исследовательских работ НИЛ «Экспериментальная хирургия», финансируемых из средств государственного бюджета
| Охрана здоровья человека. Медико-биологические и педагогические аспекты охраны здоровья человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 (2 года) | Полипатии и полипрагмазии в амбулаторно-поликлинической практике. | Медицинский факультет | НИЛ «Интерн» | Министерство здравоохранения | Результаты аналитического отчета по определению удельного веса и структуры нозологических форм полипатий и полипрагмазий у пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений Приднестровского региона и разработка комплекса мероприятий на снижение численности пациентов с полипатиями и полипрагмазиями. | Охрана здоровья человека. Обеспечение санитарно-эпидемиологической и гигиенической комфортности человека (Прикладное научное исследование). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 (2 года) | Реализация стратегии персонифицированной медицины в диагностике, лечении и профилактике онкологических заболеваний и сопутствующей патологии | Медицинский факультет | НИЛ «Онкология и персонифицированная медицина» | Министерство здравоохранения | План-задание на проведение в 2019 г. научно-исследовательских работ НИЛ «Онкология и персонифицированная медицина», финансируемых из средств государственного бюджета
| НАПРАВЛЕНИЕ IV: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 2.1. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 (2 года) | Реализация принципов доказательной медицины с использованием индивидуального подхода при формировании системы первичной медико-санитарной помощи. | Медицинский факультет | НИЛ «Клиническая антропология и социальная медицина» | Министерство здравоохранения | План-задание на проведение в 2018-2020 гг. научно-исследовательских работ НИЛ «Клиническая антропология и социальная медицина», финансируемых из средств государственного бюджета
| НАПРАВЛЕНИЕ IV: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 2.1. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2019 (5 лет) | Исследования физических свойств, электронных, колебательных, оптических, электромагнитных явлений в многослойных наноструктурах различных геометрий, в квантовых и классических размерно-ограниченных и объемных полупроводниковых материалах и системах. | Физико-математический факультет | НИЛ «Полярон» | Министерство просвещения | На основе оригинальной классической и квантовой теории потенциала в многослойных структурах различных геометрии и выведенных точных гамильтонианов электрон-колебательного взаимодействия, будут построены: Теоретические результаты: 1.Теория поляронных, экситонных, биполяронных и других связанных состояний с учётом квантования как электронного, так и колебательного спектров. 2.Будет выполнено применение теории к описанию экспериментов по высокотемпературной сверхпроводимости и описанию оптических спектров многослойных структур. 3.Для различных полупроводниковых структур будут найдены аналитические и численные решения системы нелинейных уравнений для временной эволюции плотностей экситонов, биэкситонов и фотонов и дана их физическая интерпретация. На базе ранее полученных эволюционных уравнений для амплитуд накачки, холостой и сигнальной мод будут изучены нестационарные явления преобразования диполяритонов накачки в диполяритоны сигнальной и холостой мод и обратно. 4.Будет изучена динамика атомно-молекулярной конверсии под действием двух рамановских импульсов резонансного лазерного излучения и одного импульса микроволного излучения, действующего между уровнями двух атомов и молекулы. 5.Будут найдены и изучены решения нелинейных эволюционных уравнений для распространения ультракоротких импульсов в полупроводниках с участием экситонов и биэкситонов без использования приближения медленно меняющихся огибающих с одновременным учётом всех трёх нелинейных взаимодействий. Практические результаты: 1.Будет построен закон дисперсии экситон-поляритонов при учете экситон-фотонного взаимодействия, оптической экситон-биэкситонной конверсии и двухтонного возбуждения биэкситонов из основного состояния кристалла в приближении заданного поля в области М-полосы с учетом фазовых соотношений. 2.Будут вычислены электропроводность, коэффициент поглощения света и интенсивность фотолюминесценции для низкоразмерных систем различных типов во внешних электрическом и магнитном полях различных конфигураций с учётом рассеяния носителей заряда на фононах, шероховатой поверхности и примесях. | НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИКИ И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 (5 лет) | Алгебраические системы с дополнительными структурами, теория квазигрупп и их приложение в теории кодирования | Физико-математический факультет | НИЛ «Алгебра и её приложения» | Министерство просвещения | Будут изучены тополого-алгебраические свойства колец, тел и полей. Будут рассмотрены специальные классы квазигрупп и группоидов, заданных тождествами, построены поточные коды на базе квазигрупп. | НАУКОЁМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ Разработка современных вопросов теоретической и прикладной математики, математического моделирования и информационных технологий (фундаментальное научное исследование) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 (5 лет) | Разработка технологии изготовления и исследование оптических, фотоэлектрических и люминесцентных свойств кристаллических пленок и композиционных материалов на основе нанокристаллических полупроводниковых соединений группы AIIBVI для целей оптоэлектроники | Физико-математический факультет | НИЛ «Полупроводниковые преобразователи» | Министерство просвещения | На основании проведенных научно-исследовательских работ, будут получены новые знания по методам синтеза композиционных материалов на основе нанокристаллических полупроводниковых соединений группы AIIBVI для целей оптоэлектроники. Будет предложена технология изготовления таких материалов и по ней изготовлены опытные образцы. Будет проведено комплексное исследование оптических, электрических, фотоэлектрических, катодолюминесцентных и фотолюминесцентных свойств новых материалов. На основе фундаментально-экспериментальных научно-исследовательских работ будут подготовлены выпускные квалификационные работы бакалавров и магистерские диссертации, по направлению «Электроника и наноэлектроника». | НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ Разработка принципов создания и производства новых элементов микро- и наноэлектроники и сферы их применения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 (3 года) | Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности | Факультет педагогики и психологии | НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» | Министерство просвещения | Определение концептуальных основ проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования; разработка и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, основанной на выявлении способностей личности на разных этапах развития в условиях Приднестровья; разработка рекомендаций по внедрению модели для педагогов-психологов, воспитателей; педагогов организаций образования ПМР; определение диагностического инструментария для выявления способностей личности на разных этапах развития; разработка содержания психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения; разработка содержания профориентационной работы в контексте непрерывности образования; издание монографии по проблеме исследования.
ЦЕЛЬ:Теоретико-методологическое обоснование, разработка и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в системе непрерывного образования ПМР. ЗАДАЧИ: а)проанализировать научные подходы и концептуальные основы проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования; б) изучить состояние проблемы выявления способностей и профориентации личности с учетом содержания и уровня образования, требований образовательных стандартов в организациях образования республики. Результаты исследования по итогам первого этапа: – проанализированы научные подходы и концептуальные основы проблемыпсихолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования; – уточнены показатели и критерии оценкиспособностей личности и обобщены материалы по определению диагностического инструментария для выявления способностей, склонностей, профессиональных целей, мотивов, интересов личности на разных возрастных этапах; – определены компоненты системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности, выявлена их взаимосвязь; – проведено пилотажное исследование, осуществлен анализ нормативных, инструктивно-методических документов, регламентирующих профориентационную деятельность, а также проанализирован опыт выявления способностей и профориентации личности в организациях образования республики; – определены организации образования для создания экспериментальной площадки, оформляется документация. ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ. Система непрерывного образования ПМР (организации дошкольного, начального общего, среднего полного, среднего и высшего профессионального). СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. На данном этапе исследования разрабатывается модель психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения, содержание профориентационной работы для детей разных возрастных групп, просветительские мероприятия для воспитателей, педагогов по проблеме реализации психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения. АПРОБИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.Основные результаты исследования(на первом этапе) представлены на научно-практических конференциях, РНМС по психологии,намеждународных научных конференциях (Москва, Ставрополь, Ярославль, Липецк, Кишинев, Тирасполь), в опубликованных статьях, а также нашли отражение в: подготовленной к публикации первой части глоссария по теме исследования. | Социогуманитарное развитие и правовое обеспечение развития государства. Развитие теоретических и прикладных аспектов педагогической и воспитательной деятельности ПМР. Прикладное научное исследование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 (3 года) | Электрофизические процессы восстановления и упрочнения деталей машин | Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко | НИЛ «Реновация машин и оборудования» | Министерство экономического развития | Тема: Электрофизические процессы восстановления и упрочнения деталей машин I этап: Оценка состояния ремонтного фонда деталей машин с целью их восстановления. II этап: Аналитический обзор существующих способов и определение их эффективности при восстановлении ресурсоопределяющих деталей машин. III этап: Оптимизация условий и разработка технологии восстановления деталей машин. Ожидаемые научные, практические и социально-экономические результаты: На этапах исследований будут определены детали машин, подлежащие восстановлению электрофизическими способами; выявлены наиболее рациональные способы и определены задачи по разработке технологии восстановления ресурсоопределяющих деталей машин. Ожидаемым научно-практическим результатом является получение средств и методов восстановления обеспечивающих повышение межремонтных ресурсов деталей в 1,3-2,5 раза по сравнению с серийными. | Анализ условий восстановления деталей машин на их физико-механические свойства и показатели надежности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 (3 года) | Исследование параметров качества электроэнергии в электрических сетях | Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко | НИЛ «Инновационные технологии в энергетике» | Министерство экономического развития | Тема: Исследование параметров качества электроэнергии в электрических сетях Этап 1. Методы контроля и измерение параметров энергосистемы Этап 2. Нивелирование негативных факторов влияния малых электро- станций на надежность функционирования энергосистемы Этап 3. Эффективность применения возобновляемых источников электрической энергии с учетом местных условий Ожидаемые научные, практические и социально-экономические результаты
Будут определены методы контроля и измерения параметров энергосистемы, выявлены причины и источники нарушения показателей качества электрической энергии и рекомендованы способы и технические средства повышения качества методов контроля и измерения параметров энергосистемы.
Будут выявлены причины негативных факторов влияния малых электростанций на надежность функционирования энергосистемы и даны рекомендации по их нивелированию.
Будет проведен анализ эффективности применения возобновляемых источников электрической энергии с учетом местных условий и будут предоставлены выводы о целесообразности их применения.
Работы в данном направлении послужат научным фундаментом к повышению качества электрической энергии, улучшению параметров энергосистемы, увеличению надежности работы энергетических субъектов Приднестровья, уменьшению потерь электроэнергии, что является неотъемлемым вектором улучшения экономической ситуации в Республике. Будут идентифицированы показатели и нормы качества электроэнергии (КЭ) в соответствии с ГОСТ 32144-2013, причины и источники нарушения показателей качества электрической энергии, проведен анализ существующих методов контроля и измерения параметров энергосистемы, и рекомендованы способы и технические средства повышения качества методов контроля и измерения параметров энергосистемы Будут выявлены причины негативных факторов влияния малых электростанций на надежность функционирования энергосистемы и даны рекомендации по их нивелированию Будет проведен анализ эффективности применения возобновляемых источников электрической энергии с учетом местных условий будут предоставлены выводы о целесообразности их применения. | НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ: Внедрение энерго-и ресурсосберегающих технологий, базирующихся на малоотходных и безотходных принципах нетрадиционных источниках энергии, гарантирующих экологическую безопасность (прикладные научные исследования) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 (5 лет) | Интеграционный потенциал лингвокультурной модели локальной межэтнической парадигмы | Филологический факультет | НИЛ «Лингва» | Министерство просвещения | Объектом исследования выступает приднестровское лингвокультурное сообщество, объединяющее представителей различных этнических групп. Предметом исследования выступает описание интеграционного потенциала лингвокультурной модели приднестровской межэтнической парадигмы, обеспечивающей ментальную интеграцию приднестровского сообщества. Цель исследования- выявить особенности формирования и степень интеграционного потенциала современной модели лингвокультурной глобализации и обосновать её социокультурную эффективность в приднестровском полиэтническом и многоязычном сообществе. В соответствии с общей целью темы исследования коллектив НИЛ «Лингва» должен реализовать следующие задачи:
Полученные результаты, их новизна: за 2018 год коллектив лаборатории выполнил следующий объём работы и получил следующие результаты. Согласно плану-заданию работы коллектива НИЛ «Лингва» на 2018г. теоретически установлено: 1. Описание феномена лингокультурной глобализации в Приднестровье продолжено в контексте осмысления концептуальной корреляции глобальных и локальных процессов современного мира. В новом контексте глобальной социокультурной трансформации полиэтничное сообщество Приднестровья сохраняет стабильность своего устойчивого развития, что позволит нам на материале Приднестровья понять природу современных этноязыковых процессов, обусловивших в новых постсоветских государствах изменение статуса русского языка и предопределивших нарушение толерантности межэтнического взаимодействия и языковых прав русскоязычной личности.Осмысление и описание опыта приднестровского полиэтничного социума, надеемся, поможет создать современную модель сохранения толерантного межэтнического общения в странах СНГ ближнего и дальнего зарубежья. 2. Будет представлена модель культурно-информационного развития и межэтнического взаимодействия, обеспечивающая сохранение самобытности этнокультурных групп в России, в Приднестровье и в странах СНГ; выявлена аксиологическая шкала приднестровского полиэтнического социума, в которой отражаются языковые предпочтения и культурные ориентации, сформированные под влиянием семантического пространства Русского мира. 2.1. Формирование специфики локальной (приднестровской) межэтнической парадигмы представлено как результат модернизации исторически сложившейся традиции межкультурного взаимодействия народов на фоне межэтнической дезинтеграции политического социума в странах ближнего зарубежья; 2.2. Особенности локальной (приднестровской) межэтнической парадигмы представлены как отражение межкультурной и языковой ситуации, параметры которой определяются противодействием современным тенденциям глобальной культурно-языковой стандартизации; 2.3. Матрица межэтнического взаимодействия народов Приднестровья представлена с учётом региональной специфики идентификационного дискурса личности, языковые предпочтения и культурные ориентации которой в значительной степени обусловлены локальными, а не глобальными социокультурными факторами. 3. Действие принципа комплементарности в оценке феномена межкультурного взаимодействия выявлено в процессе социолингвистического эксперимента, данные которого свидетельствуют об активном использовании приднестровцами различных регистров общения и форм официальных языков в зависимости от условий коммуникации. 4. В ходе эксперимента продолжается выявление степени влияния социокультурного контекста на причины формирования разного уровня лингвокультурных компетенций языковой личности в устном и письменном регистрах общения. 5. Региональная (локальная) идентичность, целенаправленно выделяемая информантами, рассмотрена в двух аспектах: 5.1. как форма сохранения культурно-символического кода единства личности и этноса; 5.2. как аксиологическая система лингвокультурного со-бытия и меж-бытия 6. Установлена степень влияния локального социокультурного контекста на формирование лингвокультурных компетенций современной личности. Научная новизна исследования: 1) Впервые в орбиту научного осмысления введен приднестровский феномен лингвокультурной интеграции, обусловленный концептуальной корреляцией глобальных и локальных процессов; других исследований в контексте изучения трансграничного процесса взаимопроникновения языковых и культурных компонентов в ментальное пространство приднестровцев практически не существует. 2)Впервые ведётся разработка модели лингвокультурной глобализации, предполагающей возможность культурной гибридизации мира и/или его интеграции, фиксирующая возникновение транскультуры, релевантной в Приднестровье объективным глобализационным процессам. Прикладная новизна исследования: В процессе многоаспектного реформирования высшего образования речь должна идти прежде всего об интеграции науки и образования как инструменте устойчивого развития в условиях глобализации и становления экономики, основанной на знаниях. Как общие цели высшего образования, так и цели его частных подсистем четко демонстрируют необходимость дополнить содержание образовательных программ проблематикой, связанной с глобализацией. I. Без учета глобализационных процессов и их преломления в языке невозможно: 1.1. обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах; 1.2. выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов; 1.3. проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации; 1.4.применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации. II. Включение проблем взаимодействия языка и глобализационных факторов в содержание образования позволит эффективно формировать заложенные в ФГОС профессиональные (ПК) и общекультурные (ОК) компетенции и обеспечит внедрение результатов НИР в образовательный процесс. Изучение языка в контексте глобализации становится, как видим, неотъемлемой составляющей компетенций, заложенных в ФГОС ВПО по направлению «Лингвистика», «Филология», «Журналистика». Основная область применения и апробации полученных научных результатов – учебный процесс в вузе и методическое обеспечение лингводидактических основ русской словесности в других типах общеобразовательных учреждений Приднестровья. Основная часть полученных результатов используется в процессе чтения базовых лингвистических курсов, а другая стала основой написания исследовательских работ в форме диссертаций, монографий, учебных пособий, научно-методических статей и квалификационных работ бакалавров и магистров. Полученные научные результаты исследования выносятся на обсуждение широкой филологической общественности республики в процессе проведения конференций, научных семинаров, круглых столов и выступают теоретической основой исследовательской работы молодых учителей-филологов, студентов и учащихся. | Культурное наследие государства. Русский мир Приднестровской молдавской республике и пути развития современных форм межкультурной коммуникации. Фундаментальные научные исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 (3 года) | Лингводидактическая модель обучения молдавскому языку в рамках реализации новых образовательных стандартов | Филологический факультет | НИЛ «Факла» | Министерство просвещения | Разработка учебника по молдавскому языку для 5 класса с молдавским языком обучения
| Культурное наследие государства. Русский мир Приднестровской молдавской республике и пути развития современных форм межкультурной коммуникации. Прикладные научные исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 (5 лет) | Психологическое сопровождение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов | Факультет педагогики и психологии | НИЛ «Психология служебной деятельности» | Министерство внутренних дел |
ЦЕЛЬ: Проектирование и внедрение модели психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов ПМР; разработка и внедрение системы психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов к оперативно-служебной деятельности. ЗАДАЧИ: – определить особенности организации служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов в условиях системы психологического сопровождения; – спроектировать и экспериментально апробировать модель психологического сопровождения служебной деятельности в рамках реализации системы психологической подготовки сотрудников МВД; – разработать и внедрить концепцию психологической службы при МВД ПМР в рамках комплексной системы психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов РЕЗУЛЬТАТЫ. Определен категориальный аппарат исследования, концептуализированы базовые понятия, обоснована совокупность теоретико-методологических положений, составляющих концептуальную основу исследования, разработан и частично реализован план практико-ориентированных, научно-методических мероприятий по теме I этапа. ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ. Служебная деятельность сотрудников МВД. СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. Начальный этап разработки темы. АПРОБИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Исследуемые проблемы представлены на конференциях, в том числе международных, в научных статьях, а также в СМИ. | Социогуманитарное развитие и правовое обеспечение развития государства. Социально-коммуникативная система ПМР. Фундаментальные научные исследования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2014 (4 года) | Культурно-семантическое пространство Русского мира в диалоге культур народов Приднестровья | Филологический факультет | НИЛ «Лингва» | Министерство просвещения | I. Совершенствование содержания лингвистических курсов учебного процесса по специальностям. 1) Разработка и внедрение в учебный процесс программы и лекционного курса «Культура толерантного взаимодействия» для учащихся гуманитарного направления общеобразовательных учреждений. 2) Создание четырёх новых спецкурсов по проблемам полиаспектного изучения феномена Русского мира в Приднестровье. II. Подготовка высококвалифицированных специалистов-филологов, разрабатывающих в рамках кандидатских и докторских диссертаций проблематику, отражающую специфику влияния Русского мира на протекание социокультурных и языковых процессов в Приднестровье: 1) Защита двух кандидатских и докторской диссертаций в III. Написание коллективной монографии «Культурно-семантическое пространство Русского мира в диалоге культур народов Приднестровья», квалификационных и курсовых работ, комплекса научно-методических статей, содержащих описание различных аспектов влияния семантического пространства Русского мира на диалог культур в Приднестровье. IV. Проведение конференций и научно-методических семинаров для учащихся, студентов, учителей-филологов и преподавателей. V. Проведение социолингвистического и ассоциативного экспериментов с целью определения идентификационной системы личности и анализа «диаспоральных» свойств сознания русскоязычного населения Республики Молдова в сравнении с Приднестровьем. Полученные научные результаты станут основой для создания учебно-методической литературы гуманитарного направления в целях совершенствования образовательного процесса в Приднестровье. | Социогуманитарные и правовые проблемы ПМР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 (5 лет) | Интеграционный потенциал лингвокультурной модели локальной межэтнической парадигмы | Филологический факультет | НИЛ «Лингва» | Министерство просвещения | 1.Изучение и описание феномена лингвокультурной глобализации: а) как результата концептуальной корреляции глобальных и локальных процессов; б) как трансграничного процесса взаимопроникновения языковых и культурных компонентов в ментальное пространство личности. 2. Описание природы локальной межэтнической парадигмы как отражения языковой ситуации в различных регионах постсоветского пространства. 3. Описание лингвокульурной модели как базового компонента локальной межэтнической парадигмы. Выявление структурных компонентов и описание системных взаимосвязей модели в культурном пространстве Приднестровья. 4. Описание культурно-образовательной традиции как аксиологической доминанты сохранения и оптимизации толерантного межэтнического взаимодействия в Приднестровье. 5. Формирование системной оценки феномена русскости как этнического и культурологического явления. 6. Создание социолингвистической модели (портрета) российского соотечественника в постсоветском пространстве как русской (русскоязычной) личности в инокультурном полиэтническом социуме. 7. Определение степени интеграционного потенциала лингвокультурной модели в межэтнической парадигме Приднестровья. | Культурное наследие государства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 (2 года) | Современные проблемы социализации молодежи ПМР: социальный и психолого-педагогические аспекты | Институт государственного управления, права и социально-гумманитарных наук | НИЛ «Социология» | Министерство просвещения | Будет проведена систематизация местного и зарубежного теоретического и эмпирического материала. Будет разработан социологический инструментарий изучения молодежи на предмет качества жизни, поведения в сфере занятости, потребления и предпринимательства. Будет проведено комплексное исследование молодежи, изучены условия и факторы, обуславливающие специфику экономического положения и поведения молодежи. Будет дана оценка экономического положения молодежи, описаны экономические практики молодежи в сфере занятости, потребления и предпринимательства. Будут предложены комплексные меры экономической социализации и формирования экономической культуры молодежи. | В рамках тематики НИЛ планируется провести комплексные исследования молодежи ПМР (12-35 лет). Основные направления деятельности лаборатории предполагают: изучение жизненных планов, ценностных ориентаций и ожиданий; образовательных траекторий; экономических практик; политико-правовой и гражданской активности молодежи ПМР. Будет проведена систематизация местного и зарубежного теоретического и эмпирического материала. Будут проанализированы существующие теоретические основы социологического изучения молодежи как социальной группы и проведения молодежной политики. Будет разработана модель комплексного социологического измерения молодежи в социальной, культурно-духовной (образовательной), экономической и политической сферах. Социологический мониторинг будет проведен по всем уровням обучения (школа, техникум-колледж, университет) на территории всех районов республики. Итоговая цель исследования состоит в оптимизации проекта молодежной политики с учетом приоритетов государственной политики и социального запроса. �. Будет дана оценка экономического положения молодежи, описаны экономические практики молодежи в сфере занятости, потребления и предпринимательства. Будут предложены комплексные меры экономической социализации и формирования экономической культуры молодежи.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 (4 года) | Этнокультурные процессы на территории Приднестровья в энеолите – раннем железном веке | Институт государственного управления, права и социально-гумманитарных наук | НИЛ «Археология» | Министерство просвещения | Исследование археологических памятников различных культур эпохи энеолита, раннего, среднего и позднего бронзового века, а также раннего железного века Приднестровья. Изучение на основании полученных новых археологических источников взаимодействия археологических культур, контактов и взаимовлияний древних социумов. Более детальная реконструкция исторической картины соответствующих периодов жизни древнего населения региона. | Культурное наследие государства. Сохранение историко-культурного наследия ПМР. Фундаментальные научные исследования. |