ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Семинар по творчеству известного американского фотографа и режиссёра Роберта Франка прошел 25 сентября в Центре английского языка и американской культуры. Атташе по культурным и информационным программам Мэтью Андервуд (программа Госдепартамента США, Киев, Украина), региональный специалист в области американской культуры поделился со студентами информацией о вкладе Франка в искусство и какова его роль в демократическом обществе. По словам М.Андервуда, Роберт Франк был отцом американской уличной фотографии и стал известным благодаря своей книге «Американцы». 

Уроженец Швейцарии,  Роберт Франк в юности обучался у коммерческих фотографов, изучая точность и технику. После войны недолго жил в Париже, затем перебрался в Нью-Йорк. Он устроился в качестве фотографа на работу к Алексею Бродовичу – пионеру графического дизайна, создателю прообраза современного глянцевого журнала о моде, основоположнику модной и рекламной фотографии, в журнал Harper’s Bazaar и получал по 25 долларов за фото для колонки о шопинге. Работая, Роберт Франк периодически путешествовал по таким местам, как Перу, Париж, Лондон и Уэльс, в поисках, как он писал,  какого-то момента, который  не мог объяснить.

Первоначально фотограф оптимистично воспринимал общество и культуру Соединённых Штатов. Но вскоре взгляды Франка изменились. Он столкнулся с быстрым темпом американской жизни, чрезмерной привязанностью к деньгам. Теперь Америка представлялась ему мрачным и уединённым местом, что отразилось в фотографиях.

Роберт Франк стал первым европейцем, получившим стипендию от фонда Джона Гуггенхайма, и в 1955 году отправился колесить по всей территории США, фотографируя все слои общества. В течение следующих двух лет он снял 28 000 кадров, 83 из которых вошли в книгу «Американцы». Это самый известный труд Франка. В нём он представил свежий и нюансированный взгляд на американское общество.

Благодаря этому он стал одним из ведущих провидцев в американской фотографии середины прошлого века и оставил в ней неизгладимый след. Для создания своей знаменитой серии «Американцы» Франк несколько лет фиксировал парад персонажей, иерархию и дисбалансы, которые передавали его взгляд на великий американский социальный ландшафт. Своим «эстетическим снимком» Роберт Франк сломал шаблон того, что считалось качественной и успешной документальной фотографией.

 «Есть одна вещь, которую фотография должна содержать, – человечность момента. Этот вид фотографии – реализм. Но одного реализма недостаточно – должно быть виденье, и только они вместе смогут сделать хорошую фотографию», - утверждал Роберт Франк.

Снимки Франка резко контрастировали с работами большинства современных американских фотожурналистов. Он использовал необычный фокус, минимум освещения и кадрирование, отличавшееся от общепринятого. Такое отклонение от стандартов повлекло трудности с публикацией. Впервые книга вышла в Париже. В США изображения нещадно критиковали: «бессмысленное размытие, зернистость, грязная экспозиция, пьяные горизонты и общая небрежность». В 1959 году книгу опубликовали и в Штатах.

«Американцы» – одна из самых значительных фотокниг в истории фотографии - была выпущена в сотнях изданиях и на разных языках с момента ее первоначальной публикации в 1958 году. В 2014 году критик Шон О'Хаган написал в газете The Guardian, что «книга «Американцы» изменила характер фотографии, то, что можно сказать и как мы можем это сделать. Она остаётся самой влиятельной фотокнигой 20-го века».

Позже Франк расширил своё творчество в области кино и экспериментировал в сфере фотоманипуляции и фотомонтажа. Роберта Франка считают одним из величайших фотографов современности.

Соб.инф.