logo

• ослабить эмоциональное напряжение;

• сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку:

1. оптимального планирования времени; 

2. внимания; 

3. памяти; 

4. эмоциональной устойчивости.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Большинство студентов не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как правило, приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение.

Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве.

Повторять материал желательно ежедневно, так как 20—30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составьте общее расписание своей подготовки к экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем и за своим прогрессом.

Составляйте план на каждый день подготовки, четко определите, что именно сегодня будете изучать. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета

Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Именно во время сна происходит перевод информации, полученной за день из оперативной памяти в долговременную. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала.

Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкульт. пауз. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 - 2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе.

Известно, что люди делятся на жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежите Вы?

Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же Вы — скорее «сова», то усаживаться за учебник или конспект в ранний час нецелесообразно: вы еще не вполне проснулись и будете долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.

Хорошо начинать учить — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов ответов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответить на вопросы перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу, любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах.

Если вы хорошо воспринимаете информацию «на слух», можно договориться с подругой или приятелем, разделить вопросы и рассказывать их по очереди. Такой способ позволяет выбрать наилучшую манеру держаться на экзамене, оптимальный темп речи и интонацию. При хорошо развитой слуховой памяти будет достаточно вспомнить мелодику фразы, чтобы за ней потянулось содержание.

В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти

Если вы все время перед экзаменом провалялись на диване, пускай и с учебником в руках, контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен. Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ вслух, стоя как бы «у доски» или, сидя рядом с «экзаменатором» (это может быть мама, папа или кто-то из родственников, друзей)

Тренируем Память!

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.

Как лучше всего запоминать материал? Как правило, студент сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Для других, самый эффективный способ — репетиция ответа перед зеркалом. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут.

Метод «Магическая семерка».

Если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая мысль одной фразой.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти.

Метод «Ищите связи».

В материале могут быть следующие связи:

а) смысловые. Текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами;
б) структурные. Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.

Как правильно повторять!

1. Повторять материал нужно не "про себя". Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

2. Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны. Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая свой ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.

3. Иногда кажется: выучить все, что нужно, невозможно, просто руки опускаются. Тогда стоит отделить легкие вопросы от самых тяжелых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более легкого материала к трудному.

4. Не повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.

Тренируем эмоциональную устойчивость!

Сбросить внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции. Одни методы саморегуляции основаны на использовании человеческих возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя.

Перечислим некоторые из них:
-сделать паузу в работе по подготовке к экзамену;
-выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, пли переместиться в другую ее часть;
-подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
-опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты;
-постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т.п.

Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, — это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Они базируются на четырех способах саморегуляции: релаксация (расслабление), концентрация, визуализация и самовнушение. На этих способах основана саморегуляция, например, аутотренинг, ауторслаксация.

Основной способ саморегуляции - самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Применение подобных способов саморегуляции поможет вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватно проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

Способы снятия нервно - психического напряжения
Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзамену, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально. Я перечислю Вам некоторые способы, а Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам.
• Спортивные занятия
• Контрастный душ
• Стирка белья
• Мытье посуды
• Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на кусочки, затем выбросить не помойку. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование)
• Потанцевать под музыку
• Громко спеть свою любимую песню
• Погулять в тихом месте на природе.

Помните, что очень важна положительная самооценка: проговорить про себя: "Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами и все будет хорошо..."

Как нужно вести себя во время экзамена?
Ты готов! Ты собран! Ты уверен в успехе!
Помни, что вера в успех – это половина успеха! Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Помни, что самые важные мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе больше ничего не пришло в голову, то можешь отвечать.
А если провалился?
Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.
Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления. Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

Если вам необходима психологическая поддержка или консультация при подготовке к экзаменам обращайтесь к психологу вашего факультета.
общ. №7, каб. 77,81 Отдел психологического сопровождения т. 79567.


Приемная комиссия

Приемная комиссия

Гуцу Василий Федорович
Ответственный секретарь приемной комиссии
Керимова Вероника Степановна
Ведущий специалист приемной комиссии
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128, кабинет № 119
(373)533-79505

- с понедельника по пятницу с 8-00 до 16-00 (обед: с 12-00 до 13-00);
- в субботу с 8-00 до 13-00.

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы

Клименко Илона Васильевна
Начальник
Сакович Анастасия Сергеевна
Профконсультант
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128
(373)533-79567