ПГУ им. Т.Г. Шевченко

 Почётными гостями конференции стали председатель Правительства ПМР Александр Мартынов,  Государственный советник Президента ПМР Анна Волкова, председатель профильного комитета Верховного Совета ПМР Михаил Бурла,  Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, а также руководители министерств, ведомств и госадминистраций городов и районов республики. Мероприятие  собрало более 470 делегатов со всей республики.

Стоит отметить, что перед торжественным открытием конференции делегаты и гости смогли ознакомиться с выставками учебных заведений Приднестровья. В фойе Дворца Республики расположился стенд с информацией и о деятельности нашего вуза.

Приветственный адрес Президента ПМР Вадима Красносельского зачитала Анна Волкова.  В обращении главы государства отмечалось, что ежегодная республиканская педагогическая конференция зарекомендовала себя как эффективная, дискуссионная площадка, направленная на поиск новых подходов к решению проблем, стоящих сегодня перед системой образования ПМР.

«Работа педагога во многом предопределяет профессиональный выбор его учеников, их успешность. Требования, предъявляемые к педагогу XXI века, чрезвычайно высоки. Роль его не сводится только к просветительским функциям. Педагог должен стать настоящим наставником своих учеников. Безусловно, достичь такого уровня могут только высокопрофессиональные специалисты, люди, преданные своему делу, работающие с огромной самоотдачей», - подчеркивалось в тексте обращения.

Президент поблагодарил всех педагогов за подвижнический труд, пожелал конференции плодотворной работы и выработки продуктивных решений.

С приветственным словом к участникам педагогического форума обратился премьер-министр Приднестровья Александр Мартынов. Председатель Правительства говорил о том, что сегодня приднестровские педагоги могут похвастаться высоким профессиональным уровнем подготовки, внося огромный вклад в дело воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Ваш труд – это высокий потенциал и самодостаточность ваших выпускников, которые востребованы в общественной, политической, экономической сферах Приднестровья, ближнего и дальнего зарубежья», - констатировал Александр Мартынов.

К участникам конференции также обратились председатель Комитета Верховного Совета ПМР по образованию, науке и культуре Михаил Бурла, первый Президент ПМР Игорь Смирнов, Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва.

Конференция начала свою работу с доклада министра просвещения ПМР Татьяны Логиновой. Тема выступления – «Приоритеты образовательной политики в Приднестровской Молдавской Республике: достижения, проблемы и перспективы».  Татьяна Логинова озвучила данные о количестве образовательных учреждений всех профилей и учащихся в них, подробно глава Минпроса остановилась на успехах и проблемах в проведении Единого государственного экзамена. 

Содокладчиком выступления стал ректор ПГУ, профессор Степан Берил. Он обозначил актуальные проблемы и перспективы развития образования и науки в Приднестровье на современном этапе.

«Университет создавался 27 лет назад не только как образовательное учреждение, но, прежде всего, как центр развития самой государственной системы образования и всей инфраструктуры, поддержки развития всех отраслей народного хозяйства. Ситуация осложнилась возросшим оттоком трудоспособного населения и молодёжи за пределы республики», - отметил ректор, подчеркнув, что основной проблемой системы образования сегодня является её перевод в сферу рыночных отношений.

Проблема качества образования, по мнению профессора, является насущной для всех педагогов республики. Наиболее остро она всплывает в 10-11 классах, когда учащиеся перестают добросовестно изучать те предметы, по которым они не будут сдавать ЕГЭ.

«Выход из этого положения нужно искать в совершенствовании системы ЕГЭ, надо как можно скорее выходить на портфолио выпускника, обязательно учитывать средний балл аттестата, как одного из критериев для приёма в вуз и в любое государственное учебное заведение», - такие меры, по мнению Степана Берила, нацелят школьников на изучение всех предметов школьной программы.

Ректор ПГУ отметил, что в современных условиях университету предстоит расширить спектр новых образовательных программ, и тем самым обеспечить оперативное реагирование на запросы рынка труда.

Одной из серьезных проблем для университета остаётся падение престижа учительской профессии, считает Степан Берил.

«Нас тревожат устойчивые тенденции снижения количества абитуриентов, поступающих на педагогические направления, и, как следствие, негативный результат мы видим уже сейчас. Школы республики сталкиваются с нехваткой учителей физики, математики, химии, биологии. Чтобы стимулировать приток молодёжи в учителя, нужно воссоздать отраслевую систему оплаты труда педагогов, как это сделали в России», - подчеркнул ректор.

В рамках своего выступления профессор рассказал о необходимости создания школы для одарённых детей при университете. Кроме того, Степан Берил о проекте функционирования на базе Инженерно-технического института ПГУ инновационно-технологического центра, который позволит модернизировать всю материально-техническую базу университета.

«Хочу обратить внимание также на проблему снижения бюрократической нагрузки в работе педагога. Учителей необходимо освободить от излишнего заполнения многочисленных бумаг и отчётов, чтобы они могли уделять больше времени развитию своего профессионального мастерства», - на это предложение ректора ПГУ зал ответил одобряющими аплодисментами.

Степан Берил обозначил и другие предложения в решении проблем системы образования, которые были поддержаны всем педагогическим сообществом на конференции.

Ольга Ворончихина.