ПГУ им. Т.Г. Шевченко
  

Приветствуя участников и гостей конференции, Почетный президент ПГУ, доктор физико-математических наук, профессор Степан Берил в первую очередь поблагодарил научно-педагогическое сообщество за результаты деятельности, представляющие огромную ценность для науки и для развития образовательных систем двух стран в целом. «Мы прекрасно понимаем все проблемы, стоящие перед математическим образованием, и будем в рамках конференции пытаться их решить», – отметил Степан Берил.

От имени министра просвещения ПМР Татьяны Цивинской участников конференции поприветствовала помощник министра Алла Малькова. Математика – это язык, который мог бы помочь молодежи развиваться, учитывая, что они все меньше читают и все больше проводят времени за компьютером, отмечалось в приветственном адресе министра просвещения. Подчеркнута была также важность контактов и обмена опытом с российскими коллегами на пути выстраивания и совершенствования современной системы математического образования в общеобразовательных учреждениях, а также профессиональной переподготовки кадров и повышении их квалификации.

Пожелания плодотворной работы конференции и поздравления с предстоящими праздниками – Днем университета и Днем учителя – передал от имени ректора ПГУ им. Т.Г. Шевченко Галины Сандуцы первый проректор, кандидат экономических наук, доцент Игорь Павлинов. Он подчеркнул, что физико-математический факультет ПГУ – один из базовых и старейших, был основан еще в 30-х годах прошлого века. «Математика – основа фундаментальности знаний любого специалиста, особенно в системе высшего образования, которая готовит специалистов для различных отраслей народного хозяйства», – напомнил Игорь Павлинов.

В международной конференции, которая продлится два дня, принимают участие более ста педагогов начальных классов, учителей математики общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, физико-математического факультета ПГУ, Рыбницкого и Бендерского филиалов вуза. Ученые приднестровского и российского университетов в рамках пленарного заседания, секционных занятий и круглого стола планируют обсудить множество актуальных вопросов, среди которых проблемы современного математического образования в вузе, актуальные проблемы современного математического образования на уровне средней школы, формирование интереса к математике на уровне начального образования, место информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной и профессиональной школе, а также пути обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами по математике, физике и информатике.

В рамках пленарного заседания в первый день работы приднестровские и российские ученые представили ряд докладов, частично ответивших на поставленные вопросы. Профессор Степан Берил презентовал совместный с коллегами из ПГУ, Московского государственного психолого-педагогического университета и Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения труд. В докладе на тему «Проблемы совершенствования преподавания математики на современном этапе развития общества» отмечалось, что в середине 20 века 99% заслуг в развитии математической науки в мире принадлежало советским ученым. Затем ситуация, к сожалению, изменилась, а вступление России в Болонскую систему образования и вовсе привело к утрате самобытности образования.

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, академик Международной академии наук высшей школы, ведущий научный сотрудник лаборатории «Дидактика математики» ПГУ им. Т.Г. Шевченко, доктор технических наук Петр Герасименко говорил о рисках при оценке работы преподавателей математики по результатам успеваемости студентов. При этом он отметил те противоречия, которые существуют на современном этапе. Первое: фактически все доверено ЕГЭ и результатам ЕГЭ, а не тем, кто учит математике. Второе: постоянно нарастающий объем информации происходит на фоне сокращения преподавания математических дисциплин. «И, тем не менее, необходимость достойной оценки труда преподавателей есть!», – подчеркнул академик.

Совместный труд с Петром Герасименко представил далее профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, академик Международной академии наук высшей школы, доктор технических наук Михаил Воронов. Говоря о совершенствовании базовой математической подготовки в школе на современном этапе, он напомнил о необходимости личностного развития учащихся, а также о необходимости закладки в сами основы образования понимания учащимися того, что именно математика является базой всех знаний. «В свое время СССР выиграл гонку за четвертый технологический уклад, это 30-е – 70-е годы 20-го века. Пятый (это 1970 - 2025 годы) почти полностью проиграл. Начался шестой этап и нам не надо развивать и догонять пятый уклад, а перейти сразу из четвертого в шестой. Так сказать «обгонять не догоняя». … Нынешние школьники придут работать, когда уже будет спад шестого уклада, и сейчас учить их уже надо совершенно другим, новым умениям и навыкам», – подчеркнул Михаил Воронов.  Он перечислил характерные черты нового уклада – он будет основываться на био- и нанотехнологиях, технологиях виртуальной реальности. И в этой связи развитие именно формально-логического мышления должно стать задачей математического образования на современном этапе, подчеркнул он.

О преподавании математики по новым образовательным стандартам с примерами учебно-познавательных задач говорила и профессор Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена, доктор педагогических наук Наталья Подходова. А профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор педагогических наук Юрий Дробышев продолжил в своем докладе тему воспитательной направленности обучения математике. Он подчеркнул, что на современном этапе в российском образовании поставлена общегосударственная цель содействия духовному росту общества и акцент делается при этом именно на патриотическое воспитание. Профессор привел цитаты, наиболее емко характеризующие роль личности в воспитательном процессе: «Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, – это пример великих и нравственно чистых личностей» – Альберт Эйнштейн, «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания» – Константин Ушинский.  

Наталья Подходова, Юрий Дробышев и другие российские ученые привезли также в подарок Приднестровскому государственному университету научную литературу и пособия, увидевшие свет в их авторстве или соавторстве за минувшие два года, – со времени проведения на базе ПГУ им. Т.Г. Шевченко VIII Международной математической конференции.  А самый северный гость нынешней конференции, начальник Управления по работе с талантливой молодежью Северного (Арктического) федерального университета им М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук Елена Фефилова провела сегодня для коллег и студентов презентацию своего вуза и пригласила приднестровцев к сотрудничеству. Северный федеральный университет является на сегодняшний день одним из 10-ти федеральных университетов РФ, членом Ассоциации ведущих вузов России. В нем обучается 17 тысяч студентов и их число постоянно растет.  Елена Фефилова предложила сотрудничество в рамках возможных совместных образовательных модулей, а также предложила использование современных лабораторий вуза приднестровскими коллегами.

Почетный президент ПГУ Степан Берил от имени коллектива вуза поблагодарил российских коллег за многолетнее плодотворное сотрудничество и новые предложенные перспективы. «С 1990 года Приднестровский государственный университет подготовил 35 тысяч специалистов по разным специальностям. Заслуга в этом, безусловно, и наших российских коллег», – отметил профессор. «Дорога будущего обязательно пройдет через университеты! Главное вместе работать в направлении развития всем научно-педагогическим сообществом», – уверен Степан Берил. Он также отметил большую роль АНО «Евразийская интеграция», благодаря которой приднестровский вуз теперь всегда на связи с ведущими российскими вузами и совместные вебинары и интернет-лекции уже стали одной из форм обучения.

IX Международная научно-методическая конференция «Совершенствование математического образования – 2016: состояние и перспективы развития» на базе ПГУ сегодня продолжилась в рамках секционных заседаний. Программой запланированы двухдневное посещение учреждений образования Тирасполя и Бендер и итоговый Круглый стол. 30 сентября российские гости также примут участие в праздничных мероприятиях, посвященных 86-й годовщине образования вуза. 

Екатерина Пошелюк.