ПГУ им. Т.Г. Шевченко
×

Внимание

The was a problem converting the source image.

There was a problem rendering your image gallery. Please make sure that the folder you are using in the Simple Image Gallery plugin tags exists and contains valid image files. The plugin could not locate the folder:

 

            Ведущий  лектория – старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Галина Николаевна Николаева – познакомила студентов и преподавателей филологического и естественно-географического факультетов с жизнью и деятельностью  великого подвижника России.

            Выросший в купеческой семье, П.М. Третьяков  в начале 1850-х гг. стал проявлять большой интерес к живописи и собирать картины русских мастеров. Не обладая никакими специальными знаниями, Павел Михайлович усиленно стремился их приобретать и расширять, постоянно читая журналы по вопросам искусства и посещая выставки картин в Москве и в Петербурге, когда ему приходилось бывать там по коммерческим делам.  С самого начала собирательства П.М.Третьяков имел высокую цель – создать общедоступную галерею национальной живописи.

         Интерес и любовь к искусству составляли смысл всей жизни П.М.Третьякова, но при этом он оставался предпринимателем. В середине 1860-х гг. на окраине города Костромы Третьяковы построили несколько фабрик, на базе которых в 1866 году учредили «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» с основным капиталом в 270 тысяч рублей. Павел Михайлович стал директором правления «Товарищества». Оно включало прядильное, ткацкое и отбельное производства и выпускало широкую номенклатуру изделий изо льна: пряжу, нитки, брезенты, льняное полотно различного назначения. Здесь работало почти 2 тысячи человек, к которым у П.М.Третьякова было  почти семейное отношение. Современники отмечали у Павла Михайловича  деловой ум, дальновидность, обязательность, прекрасное чутье спроса и предложения, благодаря которым через 10 лет капитал Третьяковых вырос почти в 3 раза. К концу ХIХ века они  занимали одно из первых мест в России среди мануфактурщиков.

             К 1890 году «Новая Костромская льняная мануфактура» по числу веретён превосходила льнопрядильные фабрики Швеции, Голландии и Дании вместе взятые, а общая стоимость выпущенной продукции составляла почти 4 млн. рублей. Изделия пользовались спросом не только в России, но и за границей. Одними из первых в России фабрики начали производить холсты для картин. На доходы ото льна Третьяковы построили на Кузнецком мосту рядом с Московским банком  Доходный дом, в котором  разместились  художественный магазин Дациаро, один из крупнейших в столице, а также московское отделение  банка «Лионский  кредит»  с солидным капиталом.

       Успешное  предпринимательство давало деньги на коллекционирование. Однако, кроме него, Павел Михайлович занимался  ещё и благотворительностью: с 1860 года и до самой смерти в 1898 году  П.М.Третьяков содержал Арнольдовское училище для глухонемых детей, для которых  выстроил трёхэтажное здание на Донской улице. Жена Вера Николаевна  Третьякова стала попечительницей первого женского профессионального  училища  на Пятницкой улице в Москве, откуда  девочек нередко привозили погостить и пообщаться с дочерьми Третьяковых. Благотворительность была нравственным принципом жизни семьи. В 1876-1877 гг. Павел Михайлович оказывает финансовую помощь  известному путешественнику и этнологу Н.Н.Миклухо-Маклаю в его исследовательской экспедиции в Южные моря;  в 1880-е гг. поддерживает  строительство Храма Воскресения Христова в Токио.

          Постепенно росли известность и авторитет П.М.Третьякова в художественном мире России. Он не только собирал работы, казавшиеся ему примечательными, но и оказывал материальную и моральную поддержку художникам и целым направлениям в искусстве. Сам факт приобретения картины П.М.Третьяковым стал служить признаком дарования и открывал молодым мастерам дорогу в большое искусство. Жмвописец М.В.Нестеров писал, что «каждого…художника… заветной мечтой было попасть в его галерею». Особым моральным и материальным попечением  П.М.Третьякова пользовались передвижники. Работы И.Н.Крамского,  В.И.Сурикова, И.Е.Репина, В.Д.Поленова, Н.А.Ярошенко  составили значительную часть коллекции П.М.Третьякова. Некоторые картины были преподнесены художниками в дар.  Например, «Владимирка»  И.И.Левитана,  «Неутешное горе» И.Н.Крамского.

         П.М.Третьяков чутко улавливал всё новое, талантливое, что появлялось в изобразительном искусстве, и сразу же старался обогатить им своё собрание.

         В своём собирательстве П.М.Третьяков не ограничивался работами  художников одного направления. Он старался пополнять коллекцию лучшими произведениями  мастеров не только современных, но и старых школ и платил большие деньги за полотна И.П.Аргунова,    Д.Г.Левицкого,  В.Л.Боровиковского, К.П.Брюллова.

              В 1868 году  Павел Михайлович был избран  почётным членом Академии художеств.

         В семье П.М. Третьякова никогда не было культа богатства. О деньгах вообще не принято было говорить. Бытовая роскошь его совсем не интересовала.  Старшая дочь Вера Павловна вспоминала о том, что «всё время говорили о картинах, итальянской опере, о Малом театре, о балете, о симфонических собраниях».

          Атмосфера дома Третьяковых, открытого и гостеприимного, располагала к задушевному откровенному общению. В гостях у них бывали многие известные люди: писатели И.С.Аксаков, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров,  композитор П.И.Чайковский,  художники  И.Н.Крамской,  И.Е.Репин  и др.  Супруги Третьяковы не стремились создать некий светский салон, каких в Москве было немало, а искренне тянулись к людям искусства и литературы,  которые отвечали  им взаимностью.

          Отрешённость П.М.Третьякова от мирской суеты контрастировала с жизнью его «любезного брата Сергея», особняк которого на Пречистенском бульваре славился своими изысканными приёмами и балами. Здесь собиралась  блестящая публика – «вся Москва», как тогда говорили. С.М.Третьяков  активно участвовал и в предпринимательской, и в общественно-политической жизни, вращался в правительственных кругах, участвовал во многих законопроектах, а в 1877-1881 гг. исполнял обязанности московского городского головы. Среди его многочисленных дел на благо города особо известен один факт: для улучшения дорожного сообщения он на свои средства построил транспортную развязку между Никольской улицей и Театральным проездом. Этим Третьяковским проездом москвичи пользуются до сих пор.

        Коллекционировать  Сергей Михайлович   начал позже своего брата  –  в начале 1870-х гг. Его собирательство носило бессистемный характер, но в его коллекции были первоклассные работы западноевропейских мастеров XIX века, преимущественно французских: Гюстава Курбе «Море», Паскаля Даньян-Бувре «Благословение новобрачных», Жюля Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь» и др. По словам художника Игоря Грабаря, С.М.Третьяков создал «единственную в своем роде» галерею западноевропейского искусства, ставшую  местом паломничества для любителей западного искусства.

        С.М.Третьяков приобретал и полотна русских художников, а затем передавал в галерею брата. Среди них такие шедевры, как «Птицелов» В.Г.Перова,  «Ночь на Днепре» А.И.Куинджи.

         В целом собрание Сергея Михайловича включало 75 картин, 8 рисунков и 5 статуэток европейских мастеров, несколько французских гобеленов на сюжет Троянской войны, а также ряд живописных и скульптурных работ отечественных авторов.

          Неожиданная смерть Сергея Михайловича  25 июня 1892 года потрясла близких и подтолкнула Павла Михайловича предпринять действия для передачи городу Москве своего собрания. До сих пор он полагал, что город получит коллекцию лишь после его смерти. Однако всё произошло иначе. 31 августа 1892 года П.М.Третьяков написал в Московскую Городскую  Думу: «Озабочиваясь, с одной стороны, скорейшим выполнением воли моего любезного брата, а с другой – желая… содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской Городской Думе всю мою картинную галерею и передаю в собственность города принадлежащую мне часть дома». 15 сентября 1892 года дар был принят с чувством «глубокой благодарности».         

           В истории России редко случались пожертвования подобных масштабов на общественные надобности. При этом значение дела не измерялось лишь деньгами. Своей неутомимой деятельностью коллекционер-меценат П.М.Третьяков способствовал развитию национальной культуры, А.П. Бахрушин, один из якиманских купцов-благотворителей, говорил: «Дай нам Бог побольше  П.М. Третьяковых, это  – соль земли, это  – лучшие люди нации».

         Известие о даре П.М.Третьякова быстро облетело всю страну. Реакция людей, вне зависимости от их положения и убеждений, была восторженной. Император Александр III выразил своё восхищение: «Вот что один гражданин мог сделать. Счастливая Москва! А у нас в Петербурге ничего подобного нет. Да и во всей России нет».  П.М. Третьякову  было пожаловано дворянское звание, но Павел Михайлович, проявив исключительную скромность и достоинство, отказался, ответив: «Купцом родился, купцом и умру». Однако званию Почётного гражданина Москвы, присвоенному Городской Думой, был искренне рад как роднившему его с любимым городом.

            П.М.Третьяков способствовал созданию в Москве еще одного знаменитого музея – Музея изящных искусств. Его основатель – профессор И.В. Цветаев – получал от  П.М.Третьякова значительную материальную помощь. Впоследствии  эта коллекция вошла в экспозиции Третьяковки.

         В конце жизни Павел Михайлович по-прежнему продолжал заботиться о картинах и  за свой счёт пополнял галерею. Дума ежегодно получала от него отчёты о новых приобретениях. За две недели до смерти он уведомил городского главу, что им куплена картина В.М.Васнецова «Богатыри». Это был последний дар П.М.Третьякова… По каталогу 1898 года коллекция насчитывала более  3.300  произведений.

         Утром 4 декабря 1898 года прозвучали последние слова Павла Михайловича, обращённые к близким: «Берегите галерею и будьте здоровы». Он не дожил 11 дней до своего 66-летия.

         Главным памятником этой самоотверженной жизни стала Третьяковская галерея, удивляющая мир своими бесценными экспонатами. В настоящее время в 106 экспозиционных залах представлены коллекции живописи, графики и скульптуры. Особой частью экспозиции является «Сокровищница», в которой можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах, художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней.          Всего в Государственной Третьяковской галерее демонстрируется и хранится более 130 тысяч произведений  искусства.

        По словам художника И.Е.Репина, Павел Михайлович Третьяков «вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг!».

         Мероприятие завершилось увлекательной виртуальной экскурсией по залам «Сокровищницы».

Галина Николаева,

Анастасия Скомаровская.

{gallery}/2017/12/21/1/{/gallery}