ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Предложение, кстати, было скорее адресовано другим СМИ, нежели газете «Приднестровье»: мы уже давно и с достаточной периодичностью рассказываем о людях труда. К тому же, ранее мы уже упоминали того самого Максима Медушевского, который руководит «электромашевским» КБ. Речь, правда, шла не о нём самом, а о детище всего коллектива. А ему аналогов в мире пока нет. Настало время рассказать и о самом создателе уникального электромотора. Правда, к сожалению, в этот день, когда мы побывали на предприятии, наш герой был в отгуле. Но Максим Медушевский – не единственный из молодых «электромашевцев». Достаточно сказать, что он в 27 лет пришёл на место Дениса Креца, который в свою очередь директором СКБ стал в 28 лет, а ныне, вот уже три месяца, занимает должность первого заместителя технического директора НП ЗАО «Электромаш». «Когда решался вопрос с управлением СКБ, то в первую очередь спрашивали ветеранов. И именно они мне предложили: «А давайте мы молодёжь будем продвигать вперёд». Предложение о назначении молодёжи на руководящие посты шло снизу. А я думал, что нужно будет приложить максимум усилий, чтобы ломать стереотипы», – заметил в интервью газете «Приднестровье» гендиректор предприятия Владимир Трандасир.

Сегодня коллектив «электромашевского» СКБ преимущественно состоит из молодёжи. «Мне легче сказать, кто сейчас работает в СКБ, не являясь выпускником ПГУ. Конструкторов двое: один окончил Одесский политех, а второй – Киевский. Тогда наш университет таких специалистов не выпускал. Только в этом году к нам пришло пять выпускников ПГУ. Это не только СКБ, но и техотдел, служба качества. И ещё набираем молодых специалистов. Должен сказать, что у них высокий уровень знаний. Через год-полтора они уже станут самостоятельными специалистами», – сказал в интервью первый заместитель технического директора «Электромаша», не так давно занимавший должность директора СКБ, Денис Крец.

Стоит сказать, что за последние годы изменилась и специфика работы конструкторов. Сейчас заказчики хотят видеть «эксклюзив», а не серийную машину. «Последние три года ни одной серийной машины в стандартной комплектации завод не производит, – заметил по этому поводу Владимир Трандасир. – Даже наши традиционные партнёры, которые на протяжении долгих лет заказывали у нас серийные машины, хотят что-то новое. Многое изменилось. Сегодня мы работаем с заказчиками, у которых центры управления технологическим процессом находятся за сотни километров от его места. В 2014-15 годах у нас каждая 4-5-я машина были абсолютно новыми, в 2016-17-м – каждая третья. В этом году это практически каждая вторая машина. Остальное – глубокая модернизация прежних серийных машин».

Среди «электромашевских» заказов двигатели для строящихся с помощью российских специалистов электростанций в Куданкуламе (Индия) и Руппуре (Бангладеш). А ещё это предприятия нефтегазодобычи, по переработке и транспортировке углеводородов, горнорудные прииски, карьеры и шахты. Как вы понимаете, уважаемые читатели, установленное там оборудование должно отвечать наивысшим критериям безопасности. Это в равной степени относится и к конструкции «электромашевских» двигателей, и к их исполнению. «Испытывается взрывоопасный двигатель под давлением в 21 атмосферу водой, и нигде не должно проступить ни капельки», – рассказывает замгендиректора по производству Олег Баранюк. «Непрерывный шов – это не для красоты. Это надёжность и безопасность эксплуатации. Если будет какой-то скрытый дефект, то сами представляете, чем это чревато», – подтвердил Денис Крец. Сварщики тоже, кстати, на «Электромаше» молоды. Под стать им и станочники.

«Мне 25 лет. Работаю на «Электромаше» уже год. А впервые попал сюда, когда учился в машиностроительном лицее и проходил практику. После получения диплома успел поработать в других местах. Но азы были, а чтобы вспомнить всё, у меня ушёл месяц с «копейками». Жалею лишь о том, что раньше сюда не пришёл. Два года – потерянное время. Сейчас думаю, поступать или не поступать в будущем году в вуз. На повышение, конечно, хотелось бы пойти. Но это уже как получится. В любом случае потом вернусь на «Электромаш». Уезжать не собираюсь: мне и здесь хорошо. Прирос к коллективу, и зарплата нормальная. Да и близко к дому, семья здесь. Нет смысла никуда уезжать», – разоткровенничался со мной токарь-фрезеровщик Андрей Алёшкин, заметив при этом, что и друга своего привёл на завод. Правда, тот пока ещё в учениках ходит.

К слову, программа подготовки кадров для предприятия на «Электромаше» действует уже несколько лет. Началась она ещё тогда, когда о словосочетании «дуальное образование» мало кто у нас в республике слышал. «На сегодняшний день на «Электромаше» 30% работников – молодёжь. Андрей Алёшкин, с которым Вы только что общались, например, кроме своего основного занятия освоил новый станок с ЧПУ (числовое программное управление. – Прим. ред.), – заметил замгендиректора по производству Олег Баранюк. – Также он работает на токарном станке, фрезерном, сверлильном. Мы стараемся молодёжь нацелить на многопрофильность, взаимозаменяемость. Они осваивают смежные профессии. Ввели что-то наподобие стипендии для учеников, они у нас получают 1500 рублей. Если же это связано с вредными работами, например, со сваркой, то стипендия возрастает до 2000 рублей. Недавно в коллектив пришли пять новых сварщиков».

Есть среди молодых «электромашевцев» и те, кто совмещает работу с учёбой в Приднестровском госуниверситете. «Я сейчас получаю высшее образование на заочном отделении инженерно-технического факультета. А пришёл на завод учеником. Решил, что как будущий инженер-технолог должен найти общий язык с рабочими и вникнуть в производственный процесс. Три месяца был учеником. Получил разряд. И вот уже самостоятельно работаю за станком. Через год, может, получу четвёртый разряд, – рассказал токарь-карусельщик Кирилл Савва, добавив: – Да, немногие из молодёжи идут сейчас работать на заводы, но это достаточно перспективно. Ни в коем случае не жалею. Это интересно. Думаю связать свою дальнейшую судьбу с заводом. Здесь очень хорошая основа».

И действительно, как оказалось, молодым специалистам даже со сравнительно небольшим стажем не боятся доверить ответственное дело. Мне довелось познакомиться с инженером-технологом, который после окончания бакалавриата в нашем университете всего седьмой месяц работает по специальности. Но ему уже дважды пришлось замещать начальников участков. «Первое время было страшно. Конечно же, в мои обязанности как технолога входило знание производственного процесса, но когда мне предложили эту вакансию, я немного растерялся, – признаётся инженер-технолог 1-го цеха Андрей Костенёв. – Я осознавал всю ответственность. Первый раз замещал начальника участка в течение недели, а второй раз, когда мастер ушёл в отпуск, две недели. Мне и рабочие помогали, подсказывали, что, куда, как. Я справился. Машины выпускались, задержек не было, поэтому, думаю, что надежды оправдал». «Молодых проверенных специалистов не боимся ставить на новые должности. Если человек имеет уже и авторитет, и репутацию, то можно на него возложить обязанности, которые он до тех пор не выполнял», – заметил первый заместитель технического директора «Электромаша» Денис Крец, который, как говорилось выше, пять лет назад сам открыл череду назначений молодёжи на руководящие посты, став тогда директором специального КБ.

При этом он добавил: «Нам требуются молодые специалисты. Мы ждём их. Думаю, что никто впоследствии не пожалеет об этом. Хотелось бы, чтобы в СКБ пришли человека три-четыре. Мы также надеемся, что будут приходить молодые специалисты и в цеха, и в другие отделы. Нужны контролёры готовой продукции, испытатели, технологи. У нас на заводе есть ротация – человек поработал на одном месте и, набравшись там опыта, переходит на другой участок». Кстати, инженер-технолог 1-го цеха Андрей Костенёв продолжает учёбу в Приднестровском госуниверситете. В этом году он поступил в магистратуру. «На другую работу по окончании магистратуры нет желания переходить. Я здесь приобрёл такой опыт, что хочется продолжить его развивать, – сказал в беседе со мной Андрей. – Вижу, что те, кто пришёл за несколько лет до меня на завод, уже продвинулись по карьерной лестнице. Я хочу по их стопам идти. Здесь меня пока что всё устраивает. И сам коллектив, и отношение его ко мне. Они меня приняли с уважением, как молодого специалиста».

По словам гендиректора НП ЗАО «Электромаш» Владимира Трандасира, у предприятия уже давно сложилась, как он выразился, «глубокая интеграция друг в друга» с инженерно-техническим факультетом главного вуза республики. По инициативе завода университет начал готовить специалистов по электрическим машинам. Техдиректор «Электромаша» Иван Ясинский – ныне председатель государственной аттестационной комиссии на факультете. Завод же с удовольствием принимал их на практику.

«Завязалась оперативная работа между нами и вузом. Начиная со 2-го курса, студенты проходят практику на нашем предприятии. И с этого момента мы для себя отмечаем «определёнными маркерами» некоторых из них. Затем мы им даём реальные темы для дипломных работ. А с 4-го курса по договорённости с университетом берём их к себе. Они полдня могут отработать у нас, а полдня посвятить дипломному проекту», – рассказал Владимир Трандасир.

«Сейчас показатель утечки кадров пошёл вниз. Раньше как было. Люди окончат университет или техникум, приходят к нам, отработав три-четыре месяца, получают квалификацию, разряд, а дальше – в Москву или ещё куда-нибудь на заработки. По сути, мы готовили квалифицированных гастарбайтеров. Сейчас уже нет такого, что мы даём путёвку во «внешнюю» жизнь». Люди начали закрепляться у нас. Даже создают «электромашевские» семьи. В прошлом году меня пригласили на свадьбу. Женились конструктор из СКБ, которым я тогда руководил, и девушка из экономического отдела», – заметил в свою очередь первый заместитель техдиректора предприятия Денис Крец.

Думается, что «Электромаш» не единственное предприятие, где сделали ставку на молодёжь, а та в свою очередь отплатила преданностью заводу или фабрике, оставшись там работать. А посему рассказ о молодых специалистах в разных отраслях реального сектора экономики будет нами продолжен.

Кирилл Нефёдов, г. Тирасполь.

Газета "Приднестровье"