ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Приднестровские археологи обнаружили гробницу древнего воина с трепанацией черепа, сообщает сайт novostipmr.com. Погребение относится к ингульской катакомбной культуре, представители которой жили в степях Северного Причерноморья более четырех тысяч лет назад.

В июне исследователи из Приднестровского госуниверситета нашли древнейший в Восточной Европе родовой знак скифов. Затем к раскопкам курганов в окрестностях села Глиное Слободзейского района присоединились и студенты факультета общественных наук ПГУ. Под руководством профессиональных археологов они продолжили изучение древних культовых сооружений, верхняя часть которых была разрушена весной этого года сельхозработами.

Накануне в одной из выявленных гробниц археологи и студенты обнаружили впечатляющие детали погребального обряда. Как объяснили специалисты, конструкция усыпальницы позволяет отнести ее к ингульской катакомбной культуре – для нее характерно оригинальное архитектурное устройство подземного склепа.Сначала исследователи расчистили вертикальную яму, называемую на языке археологов «входным колодцем». Затем, уже под землей, они наткнулись на вырытую в материковой глине камеру для захоронения.

По словам археологов, катакомбная культурно-историческая общность занимала территорию от восточного берега Волги вплоть до нижнего Дуная, в том числе и всю северопричерноморскую степь. Считается, что «катакомбная» традиция была принесена сюда из древнего Закавказья, периферии ближневосточных цивилизаций, еще в эпоху средней бронзы (более четырех с половиной тысяч лет назад).

В самой гробнице археологи обнаружили кости мужчины мощного телосложения. Положение костей сразу навело специалистов на мысль о неординарном социальном статусе погребенного. Скелет лежал не в анатомическом порядке, а оказался расчлененным на отдельные части: например, ребра и часть таза находились возле черепа.

По словам археологов, это часть таинственного обряда, известного у многих народов. Так, на Балканах и в Трансильвании бытовало поверье, согласно которому тела некоторых умерших подвергались расчленению, чтобы предотвратить их возврат в мир и защитить тем самым живых людей. В других культурах бытовал миф о том, что мир был сотворен в результате божественной жертвы, когда из тела бога создается вселенная. На основе такого сюжета возник обряд принесения в жертву лучших воинов или самых красивых женщин – после умерщвления их тела расчленяли на части, причем сами жертвы воспринимали такую судьбу как великий дар.

Археологи допускают также, что обнаруженного представителя катакомбной культуры могли сильно посечь в бою, после чего соплеменники собрали его с поля сражения, что называется, по частям. В любом случае, чтобы понять этот феномен, необходимо провести кропотливую работу в лабораторных условиях с участием антропологов, уверены первооткрыватели. 

Между тем исследователей ждал еще один сюрприз. После того как с черепа погребенного были сметены осадки земли, археологи обнаружили в нем круглое отверстие. Сначала прозвучало предположение, что это может быть след от удара, но при более внимательном осмотре оказалось, что края отверстия в черепе имеют следы заживления. 

«Следы операции под названием трепанация черепа», - заметил кандидат исторических наук Сергей Разумов. «С какой целью оно производилось? Возможно, это лечение после ранения, а возможно, и ритуальное действие. Пока сказать трудно. Но похоже, что на краях трепанационного отверстия есть следы облитерации, то есть заживления. Эта операция не была для него смертельной, и человек продолжал после этого жить», - полагает археолог.

По словам специалистов, трепанация черепа была широко известна представителям катакомбной культуры. Подобные операции могут служить свидетельством глубоких знаний древних обществ о человеческом организме. Отметим, что факты трепанации черепа известны еще в период каменного века, задолго до появления первых цивилизаций.

Еще одна важная находка из катакомбной гробницы – каменное навершие булавы. Оно находилось справа от погребенного, у самой стенки усыпальницы, и, очевидно, являлось весомым статусным артефактом.

Для катакомбных культур характерны находки каменных топоров-молотов. В музее НИЛ «Археология» есть целый стенд с такими предметами древности. Бросается в глаза их великолепная шлифовка и удивительная симметрия форм. Исследователи до сих пор спорят о технологии изготовления таких топоров, ведь для того чтобы просверлить ровное отверстие в твердом камне, нужны специальные инструменты. Между тем четыре с лишним тысячи лет назад из наиболее твердых материалов люди располагали лишь камнем и бронзой.

«Каменные топоры и булавы были широко распространены в бронзовом веке, и вместе с погибшими воинами их помещали в гробницы. Скорее всего, это символические вещи – инсигнии власти, как скипетр или держава у монархов или, например, перначи и булавы у казачьих атаманов», – отмечает Сергей Разумов.

По словам исследователя, обнаруженный артефакт говорит о принадлежности погребенного к воинам. Булава свидетельствует о его высоком ранге. По всей вероятности, «катакомбник» был военным вождем. Между тем в более богатых гробницах воинской аристократии катакомбных культур, как отмечает Разумов, встречаются также бронзовые изделия и даже остатки деревянных колесниц.

«В данном случае мы имеем дело не с готовым навершием булавы, а с заготовкой. Она была отшлифована из вулканической породы, затем сделаны углубления для сверления. Но по какой-то причине работа над булавой не была завершена, а заготовка была положена в усыпальницу», – объясняет Разумов.

На территории Приднестровья это первая подобная находка. До этого археологам попадались только каменные топоры великолепной шлифовки. На Дону и Кубани такие булавы встречаются в большом количестве, но западнее Южного Буга эти находки единичны.

«Этот артефакт послужит источником важной информации о жизни людей бронзового века, их социальном устройстве», – полагает Разумов.

Доволен находкой и руководитель Днестровской археологической экспедиции, кандидат исторических наук Николай Тельнов. Открытие гробницы воина катакомбной культуры прошло не без участия студентов-историков, что, по мнению Тельнова, является хорошим результатом археологической практики.

«Очень важно, чтобы эту находку увидели студенты, которые принимали участие в раскопках. Для них это, конечно, останется в памяти на всю жизнь», – уверен Николай Тельнов.

После завершения раскопок археологам предстоит провести анализ трех моментов, зафиксированных в обнаруженной катакомбной гробнице. Во-первых, необходимо понять, почему погребенного расчленили перед захоронением. Было ли это ритуальным актом, или перед нами результат неудачного, но геройского сражения? Пытались ли таким образом соплеменники обезопасить себя от гиперпассионарного воина? Или, может, это результат неведомых идеологических представлений? Пока что археологи не готовы дать однозначный ответ.

Во-вторых, предстоит более детально исследовать отверстие в черепе. Искусственная трепанация – это признак высокого развития медицинских знаний вне зависимости от ее цели, будь то излечение от раны или опять-таки некое ритуальное действие.

И, наконец, булава. Археологи рассмотрят обнаруженный артефакт в его системной взаимосвязи с древними культурами и символическом значении в сохранившихся письменных источниках. Окончательная интерпретация появится на страницах научных изданий, возможно, уже в конце этого года.

Автор: Александр Корецкий

Источник