ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Русском центре ПГУ говорили о творчестве Виктора Сергеевича Розова

В Русском центре ПГУ 20 ноября состоялся очередной открытый семинар по актуальным проблемам современной русской драматургии на примере  творчества Виктора Сергеевича Розова.

По словам организатора мероприятия - старшего преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы Галины Николаевны Николаевой, семинар предполагал разговор не столько в аспекте театроведческом, сколько в аспекте нравственных понятий и категорий, являющихся на сегодняшний день весьма важными.

Общую картину, позволяющую увидеть мир драматургии этого периода, представила студентам-филологам кандидат педагогических наук доцент Надежда Дмитриевна Милентий. Прежде всего она обозначила само понятие «современная драма» как некий живой процесс, а не какой-то конкретный исторический отрезок времени. «Новизна - это всегда признак животворности процесса, а современная драматургия не стоит на месте, развивается, движется вперед через обновление традиций и в то же время- через верность важнейшим из них», - отметила Н. Д. Милентий.

С пьесой «В добрый час», написанной знаменитым первооткрывателем «молодежной» темы в советской  драматургии Виктором Розовым ознакомила присутствующих студентка IV курса Анастасия Брагарчук. Незамысловатый рассказ о том, как вчерашние десятиклассники поступают в вузы, автор, по словам студентки, превратил в реальное нравственное испытание их характеров. Проблема «кем быть?» по ходу действия вытеснялась другой, гораздо более важной- «каким быть?».

О принципах жизни главного героя еще одного, не менее достойного произведения Виктора Розова «Гнездо глухаря» рассказал студент IV курса филологического факультета Влад Демьянов. Фигура главного героя пьесы, по мнению докладчика, по-своему драматична. Много лет он обманывал сам себя, убеждал всех и вся в прочности своего семейного гнезда, видя в этом  нравственное оправдание своей чиновничьей карьеры. И когда в финале его «гнездо» рушится как карточный домик от подступивших со всех сторон сложностей жизни, этот крах становится и личным крушением для героя. Несмотря на то, что автор назвал пьесу «семейными сценами», её смысл выходит далеко за рамки бытовой истории.

В ходе семинара обсуждались также и другие пьесы В. С. Розова, такие, например, как «Хозяин». В ней автор представляет нам главного героя как наглого, самоуверенного хама, который, получив крохотную толику власти, сразу приобретает командный начальственный тон, гордую осанку и право унижать других. Вот как в одном из отрывков пьесы главный герой показывает всю свою сущность: «Я таких знаю, которые с принципами, знаю, чего они хотят. Гнать их отовсюду надо. (Почти кричит.) Я здесь хозяин». Поэтому когда несколько веселых молодых людей хотят отметить в ресторане «хозяина» защиту диссертации, в их адрес следует незамедлительный начальственный отпор: «Местов, граждане, нет».

Не обошли вниманием и еще одну популярную розовскую пьесу -  «Кабанчик». Герой, чувствующий себя затравленным, «смертельно раненным существом», часто вспоминает убитого им когда-то во время охоты с  отцом маленького кабанчика.  И себя он теперь ощущает таким же «кабанчиком», жертвой - отсюда и название пьесы.

Итоги обсуждения подвела ведущая семинара Галина Николаевна Николаева, приведя такие слова о писателе: «Его образ в нашей современной культуре ассоциируется с образом учителя в высоком смысле слова, когда зрители слышат не сухие проповеди и «моральные кодексы», а проникаются человеческими чувствами и страстями, подкрепленными мудростью и честностью, когда автора ведет желание «достучаться до совести», до сердца, до души».

Даниела Болтян.