ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Как преподавать историю Отечества? Мнения историков

Научное сообщество дискутирует на тему качества образования в Приднестровье: как преподавать историю, чтобы молодое поколение знало прошлое своего Отечества? В России вот уже 2 года, как перешли на новую систему, близкую к советской. Такое решение поддержал сам Владимир Путин, предварительно, вместе со специалистами в этой области, подробно изучив ситуацию. В основе новой концепции меняется не только информационная насыщенность предмета, отдельное внимание уделяется идеологической составляющей. Тема объемная для дискуссий. В Приднестровье как раз сейчас рассматривают возможность перенять российский опыт, чтобы по-прежнему оставаться в одном образовательном пространстве.

Сергей Сердунь рассказывает одну из причин, которая, по его мнению, усложняет изучение истории в школах. Учебники стали непонятными и неинтересными для детей. Бесконечный поток исторических дат, личностей плавно протекает мимо памяти учеников, оставляя багаж школьной программы у порога самой школы. Отправляя во взрослую жизнь молодежь лишь с поверхностным знанием истории, считает педагог. Добавляя, проблема есть, и подходить к ее решению нужно обдуманно.

Сергей Сердунь, член рабочей группы по подготовке концепции преподавания истории в ПМР, историк: «Когда в 90-е годы перешли на концентрическую систему, вместо 7 лет истории, как мы учили в советское время, стали учить только 5 лет. Констатируем мы на протяжении более 15 лет, что падает интерес к истории. И вот для того чтобы решить, в том числе, эту проблему, для того чтобы снова добавить еще один год: вместо пяти хотя бы шесть лет на изучение истории, оснастить учебный процесс новыми учебниками, которые отражают как раз новую эту государственную идеологию».

Наиболее обсуждаемый момент новой концепции – растягивание курса истории не на 5, а на 6 лет. То есть без увеличения нагрузки на учеников изучать историю более размеренно, сосредотачивая внимание на ключевых событиях прошлого. Дискуссия возникает лишь в следующем: часть выпускников, которые уйдут после 9 класса и не поступят в техникум или колледж, исторические знания недополучат, так как к концу 9 года обучения курс истории, как всеобщей, так и Приднестровья, останавливается на 1914-м годе.

Сергей Сердунь, член рабочей группы по подготовке концепции преподавания истории в ПМР, историк: «Это не значит, что они останутся без знаний об истории, допустим, Приднестровья. Потому что даже в курсе основной школы мы же поднимаем вопросы, изучаем, рассматриваем историю становления приднестровской государственности не только на уроках истории Приднестровья, а и на занятиях по обществознанию, литературе Приднестровья, на множестве различных внеклассных мероприятиях».

85% выпускников, уходящих после 9 класса, затем продолжают образование, подчеркивает историк. Они пройдут тот же остаточный курс, что и 10-тиклассники, но уже в техникуме. В то же время историки вне стен минпроса высказывают свое видение вопроса. Считая, что проблема больше кроется не во времени обучения, а в методе. То есть как учителя преподносят предмет. Гораздо глубже проникнут знания в память, если их передавать более образно, считает кандидат исторических наук Анна Волкова. Добавляя, «растягивать» курс не обязательно именно в старших классах.

Анна Волкова, государственный советник президента ПМР, кандидат исторических наук: «В младшей школе насколько обращается внимание на исторические знания? Потому что существует хрестоматия или, предположим, «история в рассказах» и так далее, то есть для самых маленьких. И масса есть таких вещей, которые можно было где-то и в младших классах внедрять».

В то же время Анна Волкова, будучи, в том числе, преподавателем, не отрицает, что исторический багаж знаний большинства выпускников оставляет желать лучшего.

Школьники подтверждают: зачастую на уроках по истории бывает скучно. Проблема в учебниках или подаче учителя – решать специалистам. Однако новые учебники как раз интереснее, утверждают историки: в них ученику дается пища для размышлений, предлагается дать свою оценку исторической личности. Кроме того, в Приднестровье есть свое видение, что преподавать детям в 11 классе.

Сергей Сердунь, член рабочей группы по подготовке концепции преподавания истории в ПМР, историк: «В 11 классе целесообразно разработать наш курс, который бы отражал историю становления, развития современного Приднестровья, нашей государственности, а название уже определят специалисты».

В России в 11 классе также предполагается интегрированный курс истории «Современная Россия». Для разработки нового учебника по истории ПМР у образовательного сообщества Приднестровья есть в запасе еще 4 года, говорят специалисты. Кроме того, не первый год звучат предложения ввести выпускной экзамен по истории Приднестровья. А пока минпросу предстоит детально проанализировать плюсы и минусы предполагаемой реформы.

Анна Волкова, государственный советник президента ПМР, кандидат исторических наук: «То, что произошло в образовательном пространстве России в связи с переходом на Болонскую систему в целом, оно не стало плюсом. Оно стало минусом. Поэтому иногда, может, какие-то эксперименты – сначала нужно посмотреть, что из этого выйдет. И насколько это, действительно, принесет плоды положительные. А потом уже переходить».

ПГТРК