24 мая в мире отмечается День славянской письменности и культуры, он же - День святых Кирилла и Мефодия. Праздник был учрежден в 1863 году Российским Священным синодом в честь тысячелетия Моравской миссии этих братьев-просветителей. В наше время празднование Дней славянской письменности и культуры официально было закреплено 30 января 1991 года в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР. Государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, ежегодно проводят торжественные мероприятия, посвященные этому знаменательному событию в истории славянского мира.
У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Обычными мероприятиями проведения Дней славянской письменности и культуры в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а также концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры, тематические показы художественных фильмов, выставки, конкурсы и фестивали. В период празднования в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России совершается божественная литургия, крестные ходы, в Москве у памятника святым Кириллу и Мефодию - молебен, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки икон, графики.
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Великое дело упорядочения славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий.
В Приднестровской Молдавской Республике Дни славянской письменности и культуры отмечаются с начала 1990-х годов. Традиционно это празднование включает не только культурно-просветительские мероприятия. Подразделения университета организуют научные, учебно-методические мероприятия, участники которых обсуждают исторические аспекты возникновения и развития языков и культур народов, проживающих на территории Приднестровья, актуальные проблемы филологического образования и многое другое.
Кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации филологического факультета ПГУ была организована и проведена научно-методическая конференция «Литературный язык сквозь время и пространство», приуроченная ко Дню славянской письменности и культуры.
В ней приняли участие профессорско-преподавательский состав кафедры, магистранты, студенты ПГУ им. Т.Г. Шевченко, а также учителя и учащиеся школ, лицеев, гимназий и Приднестровского государственного института искусств нашей республики. Такой масштабный характер приглашенных позволил представить результаты научных и методических поисков как педагогам-филологам высшей школы, так и учителям русского языка и литературы организаций образования среднего звена и учащимся школ. Конференция предусматривала также популяризацию идей славянства через музыку, декламацию поэтических произведений, песни. Такое сочетание познавательно-просветительского материала расширило кругозор участников.
Конференцию открыли представители филологического факультета и кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, которые выступили с приветственным словом к участникам конференции: зам. декана филологического факультета по научной работе кандидат филологических наук, доцент Н.В. Кривошапова, зав. кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации доктор филологических наук профессор Е.А. Погорелая, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы доктор филологических наук профессор С.М. Заяц.
Состоявшееся затем музыкально-просветительское представление показало глубокое знание нашим молодым поколением истории, традиций, обычаев не только русского, но и других славянских народов, проживающих на территории Приднестровья, а также братского народа неславянского происхождения – молдаван. Студенты и учащиеся школ исполняли песни и читали стихотворения на русском, украинском, белорусском, болгарском, молдавском языках. Учащиеся Приднестровского государственного института искусств им. А.Г. Рубинштейна Ирина Каракаш, Анастасия Визитеу (флейта) исполнили классические музыкальные произведения. Песни под гитару, стихи собственного сочинения (Алена Негруша), актерские способности наших ребят вызвали восторженное восприятие зрителей. Программа была подготовлена силами студентов филологического факультета, факультета общественных наук, учащихся школ и их наставников из г. Бендеры и г. Тирасполя.
Академическая часть содержала доклады и сообщения, которые отражали следующие направления работы конференции:
- История славянской письменности и культуры.
- Функционирование славянский языков в различных социальных сферах.
- Человек и язык в славянском мире.
- Этнокультурное сознание и язык.
- Вопросы христианизации и изучения славянского мира.
- Славянский фактор в истории культуры и письменности Приднестровья: актуальные вопросы межкультурного взаимодействия.
- Актуальные проблемы современных славянских языков.
- Учебно-методические аспекты школьного филологического образования.
В докладе «Локальная модернизация классического профиля литературных языков славянского мира», с которым на пленарном заседании выступила Е.А. Погорелая, были освещены вопросы, связанные с историей формирования и развития славянских литературных языков двух групп народов славянского мира – мира Slavia Latina и мира Slavia Orthodoxa; раскрыты причины такой дифференциации. Убедительно и последовательно автор привел к выводу о том, что изменение вектора формирования книжно-письменных традиций у каждого из славянских народов обусловлено фундаментальным различием религиозного потенциала, а также степенью распространенности и востребованности церковнославянского языка. Вместе с тем Е.А. Погорелая формулирует и общий признак литературных языков двух славянских «миров», объединяющий их и по сей день, называя его «глубинно общим и сущностно важным для всех славянских языков на территории Slavia Latina и Slavia Orthodoxa – это медленно, но последовательно зарождающаяся на рубеже XVII-XVIII вв. тенденция к демократизации культуры, письменности и литературного языка. Эта тенденция проявилась в максимально быстром их сближении с народной основой и в отказе от литературного языка, созданного на чужой этнической основе». Появление, сохранение и развитие собственно литературного языка воспринимается народами как укрепление национального духа, как средство возвышения культуры на собственно демократической основе, как отражение конкретной культурно-языковой ситуации в каждом из регионов. На рубеже XVII-XVIII вв. славяне двух ареалов начинают формировать свои национальные литературные языки с опорой на классическую традицию, но уже на основе максимального их сближения с живым народным языком.
В.А. Панкрушев - профессор кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, кандидат педагогических наук - в своем докладе «Основные тенденции развития современной методики преподавания русского языка» отметил, что девяностые годы XX столетия войдут в историю методики как время существенного переосмысления основных целей обучения русскому языку, поиска новых форм предъявления языкового материала. Учеными-методистами прослеживались следующие тенденции: расширение задач школьного курса русского языка, усиление его связи с жизнью; выделение трех направлений в работе по развитию речи; сохранение статуса русского языка как обязательного учебного предмета в школе; углубление и обогащение содержания школьного курса русского языка; разработка факультативных курсов.
Для начала XXI века характерно увеличение перечня языковых предметов (стилистика, риторика, культура речи, основы истории языка, редактирование) в гимназиях и гуманитарных классах профильных школ.
В методических рекомендациях «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» в Российской Федерации раскрываются основные тенденции формирования читательской грамотности учащихся на современном этапе. Обращается внимание на увеличение объема учебной и связанной с ней фоновой информации, на многообразие способов доступа к источнику информации. Перед школой поставлена задача: довести учащегося до уровня компетентного читателя (понимать, выбирать, осознавать, использовать, оценивать различные тексты).
Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на еще одну очень важную задачу – «формирование у учащихся осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к языку». Для исследований в области методики преподавания русского языка в настоящее время характерны синтез надпредметных и межпредметных связей, интеграция пограничных предметных областей и отраслей знаний, повышение внимания к проблемам преподавания русского языка в полиэтнических школах. Именно филолог закладывает основу для формирования культуроведческой компетенции учащихся.
Таковы некоторые наиболее заметные тенденции в методике преподавания русского языка, значимые и перспективные в развитии лингвометодической мысли на современном этапе, заключил В.А. Панкрушев.
Заведующий читальным залом №3 Научной библиотеки ПГУ им. Т.Г. Шевченко Л.В. Карамануца представила выставку редких книг с обзором.
В своем докладе Л.В. Карамануца особо отметила важную роль ведущих библиофилов прошлого России, которые начали активно составлять собственные каталоги редких антикварных книг, внося определенность и структуру в формирование частных библиотек того времени. Возглавил это движение Григорий Николаевич Геннади (1826-1880 гг.), русский эксперт по старинным книгам, автор более полутора сотен библиографических работ, пушкиновед, собравший за свою недолгую жизнь библиотеку, которая насчитывала около 15 тысяч томов и состояла в основном из отечественных изданий XIX века, хотя здесь имелись и более ранние экземпляры.
Секретарем конференции, отвечающим за торжественную часть и проведение секционного заседания, являлась В.А. Романенко – кандидат филологических наук доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
На секционном заседании с докладами на актуальные темы выступили А.А. Дубик - старший преподаватель кафедры украинской филологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко; Н.А. Пузов - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ПГУ им. Т.Г. Шевченко; Е.Г. Луговская - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ПГУ им. Т.Г. Шевченко; А.А. Скомаровская – старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации; Баратынская Н.Л. – преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции»; Е.В. Успенская - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Бендерская гимназии № 1»; Колесник В.В. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «ТСШ№9»; студенты-бакалавры филологического факультета М. Сова, Н. Иванова, М. Ухова, Д. Стромова.
Целая плеяда педагогов из МОУ «Тираспольская средняя школа №9» изложила свое видение методологических проблем, с которыми сталкивается учительство на современном этапе развития школьного образования. Яркие, запоминающиеся доклады представили О.В. Бабой, учитель украинского языка и литературы высшей квалификационной категории; И.А. Маслова, учитель украинского языка и литературы ІІ квалификационной категории; Е.В. Бойкова, А.В. Табунщик, В.А. Субботина - учителя начальных классов І квалификационной категории; Л.В. Смирнова, заместитель директора по УВР І ступени; А.Б. Кирсанова, учитель начальных классов ІІ квалификационной категории.
Вопросы христианизации и изучения славянского мира рассматривались в докладах А. Чобану, ученицы 8 класса МОУ Бендерской гимназии № 1; А.А. Ион, учителя английского языка 1 квалификационной категории МОУ Бендерской гимназии № 1; Е.Ю. Такий, бакалавра Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина.
Вопросы функционирования славянских языков в различных социальных сферах рассматривались в сообщениях С.С. Полежаевой, кандидата филологических наук доцента кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ПГУ им. Т.Г. Шевченко; Е.Н. Муссуровой, кандидата филологических наук доцента кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Месту и роли языка в славянском мире и этнокультурном сознании были посвящены доклады Е. Морозовой, магистранта 2 курса филологического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко; А. Субботина, ученика 10 класса МОУ Бендерской гимназии № 1; Д. Гаспаряна, К. Гаспаряна, учеников 10 класса МОУ Бендерской гимназии № 1; В. Топольницкой, студентки первого курса магистратуры филологического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко; А. Исадченко, студентки первого курса магистратуры филологического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
В итоге участники конференции отметили достаточно высокий научный потенциал выступивших, активность студентов и школьников и выразили надежду на новые встречи в будущем.
В.А. Романенко, С.С. Полежаева.
Следующие статьи
- Очередное заседание Ученого совета прошло в ПГУ
- Польша и Приднестровье - прошлое и настоящее
- Вопросы молодежной политики обсудили на Совете по воспитательной работе ПГУ
- В честь 85-летия профессора Окушко
- Из сокровищ минувших столетий
- Последний звонок на факультете педагогики и психологии
- «Селигер по-приднестровски»
- Цифровая журналистика: вызовы и испытания
Предыдущие статьи
- В ПГУ отметили День славянской письменности и культуры
- В ПГУ обсудили проблемы физической культуры и спорта
- «Ступени мастерства» прошли студенты-биологи
- Состоялся республиканский научно-практической семинар
- Приднестровский госуниверситет посетил глава делегации Евросоюза в Молдове
- Создана комиссия по определению реформирования Аграрно-экономического колледжа
- Современные аспекты развития финансовой и кредитной системы Приднестровской Молдавской Республики
- Вопросы значения медицины в Великой Отечественной войне обсудили в ПГУ