В Русском центре ПГУ 19 июня состоялось очередное заседание лектория любителей русского искусства. Темой встречи стало - великого русского художника, репродукции чьих картин известны каждому русскому человеку хотя бы по школьным учебникам литературы и истории.
В качестве ведущей мероприятия традиционно выступила старший преподаватель кафедры отечественной и зарубежной литературы Галина Николаевна Николаева. Слушателями лекции стали студенты-заочники факультета педагогики и психологии, а также магистранты филологического факультета.
«Друзья в своё время дали застенчивому Васнецову прозвище «ясное солнышко», а наши современники-публицисты предпочитают называть его «богатырём русской живописи». Но кем же был на самом деле Виктор Васнецов?», - начала свой рассказ Галина Николаевна.
Как следует из биографии, Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял. Отец Васнецова был священником, как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово, куда он переехал по службе.
Талант Васнецова проявился с детства. Мальчика отдали в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии.
Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда художник так и не получил за них денег.
Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Но уточнить это он постеснялся, и первый семестр совсем не учился, так как не знал, зачислен он или нет. Около года занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – Иваном Крамским.
К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с Репиным. Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. Тоска по родине прорвалась в Париже. Именно в европейских путешествиях Виктор Васнецов нашёл свою дорогу в искусстве. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения. Васнецов даже позировал Илье Репину в образе Садко. Там же в Париже Виктор Михайлович сделал первый набросок «Трёх богатырей». Затем размышлял над этой темой целых 20 лет, прежде чем написал окончательный шедевр.
После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся наиболее полно. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.
Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал его ученик Михаил Нестеров. Владимирский собор - это две тысячи квадратных метров шедевров росписи и неземной красоты образы Богоматери и Святых. Именно после этой работы Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.
Также с именем Виктора Васнецова связано оформление Храма Спаса-на-Крови в Петербурге. На его богато украшенном мозаикой фасаде можно увидеть четыре большие работы живописца: «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад».
Как настоящий мастер эпохи модерна Васнецов пришёл к идее гармоничного обустройства всей русской жизни. Тогда он стал не только художником, а ещё дизайнером и архитектором. Сам спроектировал и построил свой московский дом в стиле палат русских бояр. Сегодня это филиал Третьяковской галереи.
1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Богатырей». Победоносные три богатыря определили образы русской живописи всего XX века.
Императоры России очень ценили работы Васнецова. И Александр Третий, и Николай Второй заказывали художнику оформление интерьеров грандиозных храмов, покупали его эскизные работы. Николай Второй стал даже одним из популяризаторов сказочно-былинного творчества живописца.
После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. До конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер великий русский художник 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика Михаила Нестерова.
Дарина Кулакова.
{gallery}/2018/6/20/3/{/gallery}
Следующие статьи
- На экономическом факультете прошла открытая лекция
- ПГУ внедряет электронные технологии в образовательный процесс
- Снова к звездам
- Состоялось итоговое заседание Совета деканов
- Ректор ПГУ обратился к коллективу в связи с очередной годовщиной начала Великой Отечественной войны
- Ректор ПГУ принял участие в чествовании лучших выпускников 2018 года
- Особенности медиапространства и литературного процесса Приднестровья обсудили в ПГУ
- Приднестровский «Ералаш» показали в ПГУ
Предыдущие статьи
- В ПГУ вновь побывали иностранные гости
- В ПГУ побывал гость из Бразилии
- День памяти и скорби по погибшим в городе Бендеры
- Эксперты-наблюдатели ФЦТ РФ прибыли в ПГУ
- Студент ПГУ в числе лучших по профессии
- В ПГУ прошла научно-практическая конференция по философии
- Победителям и призерам студенческой научной конференции экономического факультета вручили грамоты и благодарственные письма
- Волонтеры из ПГУ посетили Тираспольский дом-интернат для престарелых