ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Психологический практикум: В помощь кураторам

Перед современной высшей школой стоит важная задача развития личности каждого студента, предполагающая раскрытие его творческого потенциала и субъектных свойств. Значимая роль в личностном и профессиональном развитии студентов принадлежит куратору учебной группы, заместителю декана по воспитательной работе и той системе отношений, которая складывается в его взаимодействии с группой.

Роль куратора группы заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями.

Предлагаем учитывать рекомендации психологов при взаимодействии со студентами, испытывающими эмоциональные и поведенческие трудности в процессе обучения в вузе.

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими студентами

 

  • При работе со слабоуспевающим студентом всячески поощряйте его стремление и умение пользоваться наглядными материалами, планом ответа, составленным предварительно или в ходе ответа, дополнительными материалами.
  • Помогайте студенту, задавая наводящие и уточняющие вопросы.
  • Во время опроса подчеркивайте моменты, в которых студент проявил себя успешно, старайтесь акцент расставить таким образом, чтобы сосредоточить его внимание на удачных ответах, подчеркните его способности. Тем самым Вы поощряете студента к учебе. Помните, что похвала в большинстве случаев гораздо более действенна, чем ругань.
  • Постарайтесь проверить, как студент усваивает материал тех занятий, на которых он отсутствовал, оцените его самостоятельную работу.
  • В ходе опроса постарайтесь создать благожелательную, поддерживающую атмосферу.
  • При подготовке к сессии обратите внимание студента на те моменты, которые ему даются наиболее сложно, вселяйте в него уверенность в том, что он может освоить предмет. По возможности, проводите дополнительные занятия в атмосфере поддержки и благожелательности.

Рекомендации по работе с агрессивными студентами

  • В работе с такими студентами соблюдайте дистанцию.
  • Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова. Тем самым Вы не позволите студенту «проявить» себя в общении с Вами.
  • Держитесь на равных. Не проявляйте агрессии, слабости или панибратства.
  • Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние.
  • Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. Как бы то ни было, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие.
  • Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к продуктивному диалогу.
  • Не демонстрируйте пренебрежения этой группе студентов, т.к. зачастую подобные люди мстительны и могут годами помнить об «оскорблении».
  • Постарайтесь выяснить наиболее провокационные моменты и избегать их при общении. В диалоге выразите уверенность в том, что данный студент имеет право на переживания, но вполне способен выражать свои чувства и без нанесения вреда другим. Проявите понимание. Используйте свой опыт, чтобы подсказать пути выхода из ситуаций без проявления агрессии.
  • Привлеките студента к какому-то ответственному делу.
  • Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.

 

Рекомендации по работе

со стеснительными и застенчивыми студентами

Таким студентам свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Часто они ипохондричны, чрезмерно мнительны и чрезвычайно чувствительны к мнению окружающих. Легко внушаемы.

В работе с такими студентами постарайтесь:

  • Давать четкие указания и задания, избегать ситуации неопределенности.
  • Привлекать студента к физической работе, когда он здоров. Не поддавайтесь на демонстрации и разговоры о плохом самочувствии, если в действительности студент не болен.
  • Привлекайте в меру его сил к участию в общественных делах, где можно действовать четко и по плану.
  • Поощряйте принятые им самостоятельные решения.
  • Стимулируйте личную ответственность студента.
  • Ни в коем случае не принижайте его достижений, не оскорбляйте и не унижайте, особенно в присутствии посторонних или других студентов. Если это необходимо – порицайте поступок студента, но не его личность. Объясните, в чем он не прав ровным и спокойным тоном, подскажите модель правильного поведения, вспомните уместные ситуации, за которые его можно похвалить, скажите ему об этом.
  • Если уровень притязаний студента завышен – доброжелательно помогите ему найти адекватный.
  • В случае конфликта или какого-либо происшествия в группе держите этого студента в поле своего внимания, не позволяйте ему остаться в одиночестве или «спастись бегством». Лучше поддержите его, пусть видит в Вас старшего товарища, которому можно доверять.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) студентами

Замкнутые, тихие, часто хорошо учащиеся, не имеющие друзей студенты, требуют повышенного внимания со стороны куратора. Особенно, если у такого юноши/девушки проявляются не типичные для его возраста увлечения и «странные» интересы. Такие «тихони» склонны к непредсказуемым поступкам, но не в силу агрессивности или злости, а потому, что обладают необычным, нетипичным мышлением.

В работе старайтесь опираться на  сильные стороны студента. Помните, что общепринятые нормы и мораль, нотации и обычные методы воспитания в случаях с подобными студентами оказываются совершенно несостоятельными. Ищите индивидуальный подход. Ему важен лишь его внутренний мир, тогда как мир внешний зачастую является только раздражителем. При налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может еще сильнее расстроить студента, и тогда он замкнется, уйдет в свой внутренний мир еще больше.

В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни группы, университета, города или страны и он обсуждается со студентом, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и юноши/девушки.

Основным признаком установления контакта, преодоления психологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда студент начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в тот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.

При организации учебного процесса необходимо учитывать глубокий интерес к какой-либо науке и обширные знания студента этой области, создавать ему условия для реализации знаний. Эффективными являются индивидуальные задания с учетом сферы интересов студента, причем эти задания могут быть высокой степени трудности.

Для развития коммуникативных способностей необходимо включать в различные групповые и коллективные формы деятельности, например в командные спортивные игры.

  • Учитывайте особенности мышления и интересов данного студента.
  • Помогайте ему проявить себя, установить контакты с внешним миром.
  • Старайтесь избегать ситуаций, которые вызывают у такого человека внутренний конфликт: те, в которых ему требуется менять свои привычки и стереотипы, устанавливать неформальные отношения с людьми, выполнять работу по строго определенному графику или плану определенным способом.
  • Не навязывайте ему поручений и не отвергайте его инициатив, если он их проявит.

Рекомендации по работе со студентами,

 склонными к демонстративному поведению

 

  • Если студент демонстративно плохо ведет себя на занятиях – игнорируйте его выпады. Если он мешает Вам – лучше всего предложите ему покинуть помещении. Тем самым Вы выбиваете у него из-под ног почву. Ведь все поведение направлено именно на привлечение к себе внимания окружающих. А если нет окружающих – какой смысл «выступать»?
  • Дайте понять этому студенту, что он сам несет ответственность за свои поступки.
  • Рекомендуйте такому студенту участие в художественной самодеятельности, КВН или других подобных группах. Там он сможет удовлетворить свою неистребимую жажду признания. К слову, многие великие актеры обладали и обладают истерическими чертами.
  • Часто эти студенты требуют к себе особого отношения и всячески его добиваются. Могут быть льстивы и лживы. Не поддавайтесь на провокации, так как они – весьма способные манипуляторы.
  • Не критикуйте личность студента – только его поступки. Слишком часто не наказывайте и не ругайте. Дайте ему почувствовать, что плохим поведением он не может привлечь Ваше внимание. При этом обращайте внимание на все хорошее, что делает данный студент.
  • Позволяйте ему бурно проявлять свои эмоции, но не выходить при этом за рамки дозволенного.
  • Требуйте, чтобы он доводил до конца начатое дело.
  • Повышайте его самооценку, уверенность в себе.

Знание психологических особенностей юношеского возраста важно, так как помогает куратору, заместителю декана по воспитательной работе  грамотно строить взаимодействие со студентами, а также при возникновении определенных сложностей обращаться за помощью к специалистам – психологам и социальному педагогу.

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ,

Общежитие №7 каб. 77, 81, тел.: 79567