Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет).
Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся) - учащийся высшего, а в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц, после введения учебных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся.
Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника. В исследованиях, посвященных студенческому возрасту, отмечается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования неповторимой, творческой индивидуальности. Юность – также пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости. В этот момент очень важна поддержка значимого взрослого.
Некоторые особенности психики студенческого возраста определяются промежуточностью общественного положения и статуса. Определение своего места в мире взрослых людей предполагает личностное и социальное самоопределение. Студенческий возраст характерен и развитием так называемой «экономической активности», которая включает в себя понимание самостоятельной производственной деятельности, начало трудовой жизни и подготовку к созданию собственной семьи.
В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
В.Д. Небылицын и др. отмечают, что среди нейрофизиологических особенностей, которые связаны с развитием центральной нервной системы человека в поздней юности, важнейшими являются такие:
- Наименьший латентный (скрытый) период реакций на любое внешнее влияние раздражителя (в том ч. и словесный сигнал), т.е. быстрейшее реагирование на него.
- Оптимум абсолютной и распознавательной чувствительности всех анализаторов.
- Наибольшая пластичность коры главного мозга и высокая гибкость в образовании сложных психомоторных и других привычек.
- Наибольший объем оперативной (кратковременной) памяти (активная умственная деятельность способствует высшим показателям памяти).
- Высокие показатели внимания.
- Оптимум развития интеллектуальных функций (если взять логическую способность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равняться 96%, в 40 лет - 87%, в 50 лет - 80%, а в 60 лет - 75% от эталона).
- Высочайшая скорость решения вербально-логических задач.
- Интенсивное развитие всех видов чувств, повышенная эмоциональная чувствительность (раздражимость) к разным обстоятельствам окружающей жизни.
Поэтому этот период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки молодого человека. "Вот время для усвоения мудрости" (Жан Жак Руссо).
Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой.
Само поступление в вуз создает у студента ощущение веры в собственные возможности и определяет его дальнейшую жизнь. Однако дальнейшая учеба в вузе раскрывает и изменения в настроении молодых людей: эйфория первых месяцев учебы сменяется скептическим отношением к преподаванию, системе оценивания и др.
Однако необходимо констатировать и тот факт, что способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения развита у молодых людей не в полной мере. И в основе такого поведения зачастую лежат немотивированный риск, неумение ставить себя на место другого человека, предвидеть последствия своих поступков. Успешность учебной деятельности студента определяется освоением новых для него особенностей учебы в вузе. В процессе учебы складывается студенческий коллектив, вырабатываются навыки и умения организационной работы, формируется система работы по выработке профессионально значимых качеств личности. Это возраст проявления альтруистических чувств и полной самоотдачи.
Деятельность студенческого возраста предполагает наличие и использование способностей, которые позволяют успешно овладеть системой знаний и умений. Здесь характерна зависимость интеллектуальных способностей от развития психических способностей, в частности внимания, памяти, воображения и мышления. При этом необходимо отметить, что на начальном этапе обучения не все молодые люди успешно осваивают программу обучения и воспитания в вузе. И связано это не с тем уровнем подготовки в средней школе, которую они получили. Налицо такой факт, как несформированность готовности к обучению, проявлять самостоятельность, уметь произвольно контролировать свое поведение и деятельность, оценивать себя и окружающих людей, уметь правильно распределять свое рабочее время, чередуя его с отдыхом.
Многие проблемы молодых людей на первых порах обучения связаны с отсутствием у них навыков самостоятельной работы, в первую очередь, неумение конспектировать лекционный материал, работать с источниками, анализировать полученный материал, ясно и логично излагать свои мысли.
Общественная работа, выполняемая молодыми людьми, способствует их интеллектуальному развитию, развивает организаторские способности и индивидуальное самостоятельное решение проблем.
Психологическое развитие и становление студенчества имеет свои периоды подъема и спада, что обусловлено определенными противоречиями, взаимопереходами, самовыражением, самодвижением, активной жизненной позицией.
Студенческий возраст – это также период романтики, жизненного оптимизма, активной социальной позиции. С молодежью всегда связывают надежду на социальный прогресс, лучшее будущее общества.
Студенческий возраст - "золотая пора" и в личностной жизни человека: время величественных мечтаний и влюбленности, уюта дружеского круга общения и погружения в свое "Я", духовного взлета и сексуальной активности, создания семьи и счастливых забот материнства-отцовства.
Психологическая служба ПГУ в канун Дня св.Татьяны желает всем студентам ПГУ крепкого здоровья, исполнения желаний, найти для себя область успешного самоутверждения, испытывать радость от учебно-профессиональной деятельности, стремиться к осознанности каждого мига, наслаждаться молодостью и неповторимостью этого периода!
С уважением, отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ
Общежитие №7 каб.77, 81
Раб. тел.: 053379567
Следующие статьи
Предыдущие статьи
- Вадим Красносельский поздравил ректора ПГУ Степана Берила с юбилеем
- Инновационная образовательная деятельность вуза
- Ректор Приднестровского госуниверситета отмечает юбилей
- Подарки победителям
- Выпускники вернутся в аудитории
- ПГУ в лицах
- Как настроиться на работу после праздников: советы психологов
- Герои среди нас