ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Русском центре ПГУ вспоминали Евгения Леонова

В Русском центре фонда «Русский мир» ПГУ 21 сентября в формате состоялась онлайн-встреча в  Лектории любителей отечественного искусства «Комик и трагик», посвященная 95-летию со дня рождения выдающегося русского артиста Е.П. Леонова. Организаторами выступили Русский центр ПГУ и Россотрудничество.

Бессменная ведущая и инициатор лектория – старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Галина Николаевна Николаева рассказала, что будущий актер родился в обычной московской семье, никак не связанной с миром театра и кинематографа. Отец трудился инженером на авиазаводе, мать занималась домашним хозяйством. Семья жила достаточно скромно и занимала две небольшие комнаты в коммунальной квартире.
 Когда Женя учился в четвертом классе, его пригласили на киностудию, где как раз был нужен именно такой забавный персонаж. Но в последний момент Женя сниматься отказался. С этого момента одноклассники стали называть его «Артистом», да и на самого Леонова посещение киностудии оставило неизгладимое впечатление. Через год он записался в школьный драматический кружок, который посещал с огромным удовольствием. А еще через два года началась война, и стало совсем не до театра. Вся семья Леоновых, включая четырнадцатилетнего Женю, работала на авиазаводе, иногда и в две смены. Юноша так уставал, что иногда засыпал на уроках, но все же успешно окончил школу и в 1943 году поступил в авиационный техникум. 
В студенческие годы Е. Леонов принимал участие в художественной самодеятельности, выступал на молодёжных вечерах: читал со сцены рассказ М. Зощенко «Монтер», стихотворения А. Блока и С. Есенина. В техникуме Леонова тоже называли «наш артист».
Победа была уже не за горами,  Москва постепенно возвращалась к привычной жизни. И Леонова с новой силой потянуло к творчеству – проучившись в техникуме два года, он неожиданно забрал документы и отнес их в Московскую экспериментальную театральную студию. О своем поступлении Е. Леонов говорил так: «Я попросил у брата пиджак и решил, что готов к экзамену. Я безумно нервничал – понимал свою несостоятельность... Сидело человек 25 народу, я вышел и прочитал всё, что с таким успехом читал в техникуме: Чехова, Зощенко. У меня спросили: «Ещё что-нибудь есть?».  Я сказал: «Есть…». Почему-то все стали просить, чтобы я почитал ещё. Я прочитал Блока «В ресторане». Я любил это стихотворение... Была тишина, я был белого цвета… читал серьезно, мне сказали «спасибо»… это стихотворение спасло меня, примирило и с моим пиджаком, и с моей курносой физиономией, и с недостатком культуры… и меня приняли в студию». 
Учился Леонов с огромным рвением – он приходил в студию раньше всех, а уходил за полночь.
В 1948 году Е. Леонова получил диплом и был принят в московский театр Дзержинского района, где ему сразу же доверили роль Кольки в спектакле «Ровесники». Через год учреждение было реорганизовано в театр имени Станиславского, который возглавил режиссер Владимир Дудин. Леонова оставили в основном составе, но главных ролей не доверяли, держали на второстепенных. Иногда за смешные деньги он даже участвовал в озвучке спектаклей – имитировал шум дождя, цокот копыт или топот шагов. 
Одна из самых ярких работ того периода – Лариосик в постановке пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных». Михаил Яншин, который пришел руководить театром на смену Дудину, раньше сам много лет играл Лариосика во МХАТе. Он постоянно критиковал Леонова, говорил, что тот превратил серьезную роль в оперетту. И лишь гораздо позже Яншин все-таки признал, что Евгений Павлович был его самым талантливым учеником. 
Заслуживает внимания и глубокая характерная роль Креона, царя-тирана в «Антигоне», которая стала ярким примером уникального драматического таланта Леонова. Но таких работ было очень мало, и в 1979 году артист ушел в театр Маяковского, где художественным руководителем был его бывший педагог Андрей Гончаров. 
Здесь Евгений Павлович играл Ванюшина в «Детях Ванюшина», Нарокова в «Талантах и поклонниках» и Санчо Пансу в «Человеке из Ламанчи». Однако Гончарову не нравилось, что Леонов пропускал спектакли из-за ролей в кино, а когда тот снялся в рекламе рыбы, он в присутствии всей труппы предложил скинуться деньгами Леонову, «раз он так нуждается, что опустился до участия в рекламе». Евгений Павлович очень обиделся и ушел в театр Ленинского комсомола («Ленком») к Марку Захарову. 
Там тоже не все складывалось гладко – Захаров был авторитарный режиссер, и не каждый артист мог с ним сработаться. Но для Леонова главным было находиться на сцене, чувствовать себя сопричастным к волшебному миру театра и получать отдачу от благодарной публики. Среди лучших ролей Е.П. Леонова, сыгранных в «Ленкоме», Иванов в одноименной пьесе А.П. Чехова, Сиплый в «Оптимистической трагедии»» В.Вишневского и Тевье-молочник в «Поминальной молитве»  Г. Горина, Ламме Гудзак в «Тиле» - комедии Горина по роману Ш.де Костера. 
В 1959 году Евгений Павлович Леонов был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».
За роль Тевье Е.П. Леонов был отмечен Государственной премией, а работа над образом Подсудимого в спектакле «Диктатура совести» настолько перевернула душу актера, что он попал в больницу с инфарктом и две недели пролежал в коме. В этом был весь Леонов – он никогда не мог работать вполсилы и весь до остатка отдавался любимой профессии. 
Дебютом Леонова в кино можно считать роль дворника в короткометражке о знаменитом советском клоуне Михаиле Румянцеве «Карандаш на льду» (1948). За ней последовал десяток незначительных работ, среди которых самой заметной стала роль Мишки Снегирева в картине «Дело Румянцева». Постепенно Евгений Павлович стал свыкаться с мыслью, что кино не для него, и с его внешними данными рассчитывать на заметные образы не приходится. Но в  1961 году наступил звёздный час  Е.П. Леонова – на экраны вышла кинокомедия «Полосатый рейс», в которой  актер сыграл роль простодушного буфетчика Шулейкина, вынужденного выдавать себя за укротителя тигров. 
Из малоизвестного актера второго плана 35-летний Леонов превратился в любимца всей страны. Сниматься с тиграми тет-а-тет Леонов, конечно, побаивался – у него уже были жена и маленький сын. Поэтому хищников ограждали стеклом. Но когда начали снимать сцену с купанием, стало ясно, что стекло сильно бликует, поэтому перегородку решили убрать, а актеру ничего говорить не стали. Так что испуг героя Леонова, когда он понимает, что к нему подкрался тигр, абсолютно искренний. Зрители были в восторге от забавного толстяка-буфетчика, выдававшего себя за бесстрашного укротителя тигров. Картина собрала рекордную сумму в прокате и стала кинематографическим событием года. Фильм получился весёлым, динамичным, насыщенным трюками и имел огромный зрительский  - его посмотрели 32 миллиона зрителей). Впоследствии он вошёл в Золотой фонд отечественного кинематографа. 
Один за другим стали выходить фильмы, в которых Евгений Павлович представал в образах забавных чудаков, добродушных и трогательных. 
В «Джентльменах удачи» (1971) Георгий Данелия доверил ему сразу две роли – заведующего детским садом Трошкина и вора-рецидивиста по кличке Доцент. В «Джентльменах удачи» Леонов сыграл двух диаметрально противоположных героев. Актер блистательно справился с задумкой режиссера и на долгие годы стал одним из его самых любимых актеров. Чтобы убедительнее сыграть эту роль, Е.П. Леонов специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камеры на поведение заключенных. Наблюдения и актерское мастерство помогли Е.П. Леонову  мгновенно перевоплощаться из трогательного работника дошкольного учреждения в матёрого рецидивиста. 
Штукатур Коля в «Афоне» (1975), фронтовик Иван Волохов в «Мимино» (1977), Иван Сергеевич Травкин в «Тридцать три» (1965), слесарь Харитонов в «Осеннем марафоне» (1979), сотрудник посольства в «Паспорте» (1990) и тетланин Уэф в антиутопии «Кин-дза-дза» (1986) – эти экранные образы Леонова запомнились зрителям не меньше, чем главные действующие лица. 
Такой же популярностью и народной любовью пользовались и его персонажи в комедиях Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).
 Не стал исключением и Марк Захаров, который использовал в своих постановках не только комедийный дар Леонова, но и его мощный драматический талант. Он пригласил его сыграть короля в музыкальной драме «Обыкновенное чудо» (1978) и бургомистра в антиутопии «Убить дракона» (1988). 
Ну и, конечно, все отлично помнят Евгения Павловича в роли великовозрастного ученика школы рабочей молодежи, отца Нелли Ледневой в комедии «Большая перемена» (1978).
 Были у Леонова и другие работы – острые, пронзительные, характерные. К таким можно отнести образы казака Якова Шибалка в исторической драме Владимира Фетина «Донские повести» (1964), иллюзиониста Пашки в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969), бывшего фронтовика Ивана Приходько в военной ленте «Белорусский вокзал» (1970), Андрея Григорьевича Сарафанова в психологической драме «Старший сын» (1975). 
Роль А.Г. Сарафанова вобрала все самые яркие черты Е.П. Леонова-актера: самобытный драматический талант, мастерство психологического анализа, душевную незащищенность. Сарафанов в исполнении Леонова – ранимый и великодушный человек, который говорит хотя и сбивчиво, но самое важное, чего нельзя не сказать, и это оказывается незамысловатой житейской мудростью. В 1972 году Е.П. Леонов получил звание «Народный артист РСФСР». 
Е.П. Леонов снимался в кино практически до последних дней своей жизни – после развала Советского Союза он, как многие его коллеги-артисты, очень боялся остаться не удел. Евгений Павлович не всегда был доволен качеством предлагаемых ролей, но полностью отдавал себе отчет, что время уходит, здоровье подводит и выбирать не приходится. Его последними картинами стали «Американский дедушка» (1993) и «Сыскное бюро „Феликс“» (1993). Хотя они и вышли на экраны еще при жизни актера, он их ни разу не смотрел, понимая, что лучшие роли остались в далеком прошлом. Нельзя не упомянуть еще одну грань таланта Леонова – озвучивание мультфильмов. Самый известный персонаж, которому актер подарил свой голос – всеми любимый Винни-Пух, а всего Леонов озвучил три десятка советских анимационных фильмов. Евгений Павлович был особенно любим детьми и с радостью приезжал на встречу с ними в школы и в пионерские лагеря. 
Е.П. Леонов также озвучивал многих персонажей сатирического киножурнала «Фитиль» и сам появлялся в его выпусках в образах управдома, клиента вытрезвителя, нерадивого маляра и участкового милиционера. 
В своём последнем интервью Е.П. Леонов сказал: «Говорят: сейчас другое время.  Другой Бог. Другая нравственность. Другая Правда. Но в том-то и дело, что другого Бога не бывает.  И другой нравственности не бывает. И другой Правды. Всё затоптать нельзя. Особенно в искусстве».  
О мудрости Е.П. Леонова свидетельствуют  его высказывания: «Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не даёт опуститься ниже определенного человеческого уровня...», «Бывает достаточно всего одного доброго слова, чтобы почувствовать себя окрылённым. И очень важно, чтобы это слово было сказано при жизни человека («Письма сыну»)». 
Сопровождаемая яркими иллюстрациями  с кадрами из фильмов и спектаклей Е. П.Леонова открытая онлайн-лекция вызвала большой интерес слушателей.
 Пресс-центр