В рамках I Международной ассамблеи Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха» Приднестровский научный центр на базе ПГУ им. Т.Г. Шевченко РАО 21 апреля провел в комбинированном формате круглый стол «Подготовка педагогических кадров для системы образования Приднестровья: теория и практика». В работе круглого стола приняли участие руководители Министерства просвещения, Приднестровского госуниверситета, научно-исследовательских лабораторий, а также сотрудники НИЛ и кафедр ПНЦ РАО, преподаватели университета и Бендерского педагогического колледжа.
В ходе работы круглого стола обсудили развитие системы высшего педагогического образования и науки в классическом университете в Приднестровье, актуальные проблемы подготовки педагогов в приднестровском образовательном пространстве, психолого-педагогические основы модернизации непрерывного педагогического образования в республике, методическую подготовку будущего учителя с учетом современных реалий и другие вопросы.
Открыл встречу ректор Приднестровского государственного университета, директор Приднестровского научного центра РАО профессор С.И.Берил. Свое выступление Степан Иорданович посвятил становлению системы высшего образования в ПМР и вехам развития ПГУ как классического университета и главного вуза республики. «Сегодня Приднестровский университет – это классический университет исследовательского типа с многоуровневой системой образования, занимающийся учебно-воспитательной, научно-исследовательской и инновационной деятельностью. В Приднестровской Молдавской Республике он является единственным государственным учебно-научным центром по подготовке педагогических и научных кадров высшей квалификации», - отметил в своем выступлении С.И. Берил.
Актуальные вопросы подготовки педагогических кадров в Приднестровской Молдавской Республике осветила министр просвещения Светлана Николаевна Иванишина. В своем выступлении С. Н. Иванишина представила анализ того, как влияет на систему образования в целом качество подготовки и уровень компетенции педагогических кадров, основные качества, которыми необходимо обладать современному педагогу. Кроме того, Светлана Николаевна обозначила противоречивые моменты в наборе студентов на педагогические специальности, возможности укрепления престижа профессии учителя и вероятные способы привлечения абитуриентов к выбору этой стези.
Следующим спикером выступил Владимир Васильевич Проценко, ректор Института развития образования и повышения квалификации ПМР. В своем докладе В. В. Проценко подчеркнул важность продолжения развития образования педагога на протяжении всей трудовой деятельности, рассмотрел подробно актуальные проблемы регулярного повышения квалификации для педагогических кадров и возможности, которые сегодня может предложить система образования ПМР педагогу для повышения своих профессиональных компетенций.
Декан факультета педагогики и психологии, заместитель директора ПНОЦ РАО Людмила Ивановна Васильева в своем выступлении обозначила проблему кризиса в развитии сферы образования педагогических кадров. Спикер связала проблему кризиса с необходимостью изменения системы образования педагогических кадров в соответствии с современными требованиями жизни. Кроме того, Л. И. Васильева подчеркнула важность создания новых и трансформации прежних моделей обучения молодых специалистов, ориентацию обучающихся на практическую деятельность, которая позволит увеличить качество подготовки кадров и объем навыков и знаний, позволяющих успешно реализоваться в своей профессиональной деятельности.
Доклад на тему «Проектирование содержания основных направлений подготовки педагогических кадров в вузе» представила заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии, зав. НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» Галина Владимировна Никитовская. Г. В. Никитовская представила анализ того, какие педагогические программы существуют в ПГУ, каков их состав и содержание, вероятное качество подготовки, согласно этим программам, будущих педагогов, какие возможности они предлагают для образования и дальнейшего развития в педагогической деятельности молодым специалистам.
В заключительной части работы круглого стола выступила доктор педагогических наук профессор член-корреспондент Российской академии образования научный руководитель Приднестровского научного центра РАО Ольга Владимировна Гукаленко. В своем докладе она рассмотрела возможности и противоречия в подготовке лидеров социально-образовательной сферы, остановиласьна важности нахождения Приднестровского госуниверситета в российском образовательном пространстве, подчеркнув, что это объединение может дать сфере подготовки педагогических кадров и воспитанию квалифицированных педагогов. «Приднестровье узнаваемо в российском образовательном пространстве благодаря тому, что у нас есть университет, что у нас есть такая мощное, интеллектуальное и профессиональное сообщество ученых-педагогов, которое может создавать и имидж нашей республике, позитивный образ нашей системы и дает хороший результат. Нужно расширять наши связи, нужно делать новые модели, создавать новые технологии по различным спектрам и направлениям развития и сотрудничества, и конечно мы видим флагманом этого процесса наш университет», - отметила О. В. Гукаленко.
Завершился круглый стол обменом мнений по затронутым в ходе выступлений вопросам.
Татьяна Опренчук.