В преддверии Дня Победы депутаты Молодежного парламента ПМР Василий Бадян и Денис Радченко вместе с учителем истории Натальей Козярской провели в актовом зале ПГУ открытый урок истории для школьников, на который были приглашены учащиеся старших классов тираспольской средней школы № 2 им. А.С. Пушкина. «Великая Отечественная война является важной вехой в нашей истории. Мы убеждены, что совместными усилиями мы сможем не только популяризировать исторические знания среди молодежи, но и донести историческую правду», – подчеркнул в своем приветственном слове председатель комиссии по развитию международных связей Молодежного парламента при Верховном Совете ПМР Василий Бадян.
Разговор начали с рассказа о литературе военно-патриотической тематики. В первую очередь это книги участников боевых действий, писателей-фронтовиков «В списках не значился» Бориса Васильева, «Живые и мертвые» Константина Симонова, «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Отдельно выделили опубликованную в 2021 году книгу современного приднестровского автора Ильи Соколова «Судьба танкиста». Эта адресованная в первую очередь молодежи повесть о судьбах реальных людей в контексте исторических событий Великой Отечественной войны. Там же отражен ход важнейших военных операций и проанализированы причины неудач и побед. В повести война – это не только страшный эпизод из истории, это состояние сознания. Читатель узнает об окопной жизни солдат и военных испытаниях молодого человека, не так давно оставившего школьную скамью. С уверенностью можно сказать, что повествование объективно дополняет произведения фронтовой литературы. Война — это всегда смерть, горе и разрушение. Участники Великой Отечественной знали это не понаслышке. Книги писателей-фронтовиков рассказывают истории не только о подвигах, но и о боли, грязи и далеко не всегда благородных человеческих поступках. Но при этом, несмотря на сложнейшие обстоятельства, всегда на первый план выходит тема мужества, преодоления себя, не пафосного героизма.
Первая часть урока была посвящена роли поколения, чья молодость пришлась на тяжелые годы боевых действий. Ребятам рассказали о подвигах героев Великой Отечественной войны, чьи имена стали символом мужества и верности Родине.
Александр Матросов дал пример великого самопожертвования. В ходе атаки на опорный пункт фашистов его батальон попал в ловушку плотного огня, что отрезало путь к окопам. Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А рядовой Александр Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.
18-летняя московская школьница Зоя Космодемьянская, находясь в партизанском отряде, наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи. Попав в плен, Зоя героически вынесла нечеловеческие мучения, не сказав врагам ни слова. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза.
Школьникам рассказали и об одном из самых молодых героев Советского Союза – 14-летнем партизане-разведчике Валентине Котике. На протяжении 1943 года он регулярно принимал участие в схватках, в ходе которых не раз был ранен, но даже вопреки этому снова возвращался на передовую, не жалея жизни. Своими действиями Валя Котик не раз спасал свою группу. Так, стоя в дозоре, Валентин заметил приближение врага, напал на него и поднял тревогу. Благодаря его смелому поступку партизаны успели отреагировать на окружение и смогли отбиться от врага, избежав потерь.
На отрытом уроке истории прозвучали имена еще многих героев Великой Отечественной войны, которые не только сражались на фронте, но и самоотверженно работали в тылу, заменив на полях, фабриках и заводах ушедших на фронт мужей, отцов, братьев, помогая снабжению войск. Их вклад в победу над врагом не должен быть забыт. В память обо всех, кто вынес на своих плечах победу, не дожив до этого светлого дня, была объявлена минута молчания.
Во второй части открытого урока организаторы сделали акцент на фальсификации истории. Было подчеркнуто, что это проблема весьма актуальна в мире, в том числе в странах бывшего Варшавского договора и на постсоветском пространстве. Депутаты Молодежного парламента выразили обеспокоенность тем, что чем меньше остается очевидцев событий и участников Великой Отечественной войны, тем активнее становятся попытки искажения исторических фактов. Например, так называемый «Пакт Молотова-Риббентропа», образование Молдавской ССР, возникший на их основе молдо-приднестровский конфликт сегодня активно подвергаются искажениям, домыслам и фальсификации.
Денис Радченко отметил, что фальсификация истории – это серьезная угроза. «Фальсификация истории — это достаточно серьезная вещь, которая используется в информационном поле для воздействия на подрастающее поколение в том числе. История — это не только наука. История — это культура и традиции, это судьба народа. И то, каким образом мы со стороны Молодежного парламента, со стороны органов государственной власти и управления будем бороться с попытками фальсификации истории, будет очень много значить. Принципиально важно, чтобы молодые люди умели отделять правду от лжи», – подчеркнул Василий Бадян.
Открытые уроки истории и классные часы, посвященные победе в Великой Отечественной войне, в канун 9 Мая прошли во всех учебных заведениях республики. Проект «Диалог на равных», в рамках которого они проводились, помогает сохранить историческую правду и обучает молодежь отличать правду от лжи, чтобы не допустить дальнейшего искажения истории.
Николай Бахчеван.
Следующие статьи
- «Что наша жизнь? Игра!»
- Совет по воспитательной работе обсудил подготовку к весеннему патриотическому слету
- Виталий Иванович Глебов: тридцать лет служения Приднестровью
- Никто не забыт и ничто не забыто
- Заседание Научно-координационного совета
- Стали призерами международной олимпиады
- Природно-антропогенный ландшафт Приднестровья: оценка и управление геоэнергетическим потенциалом
- Памяти коллеги