В соответствии с Положением о выборах декана филологического факультета свои кандидатуры на должность выдвинули сразу два претендента – заведующая кафедрой теории и практики перевода, кандидат филологических наук, доцент Елена Почтарь и заведующая кафедрой английской филологии, и.о. декана филологического факультета, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Щукина.
Елена Ивановна Почтарь поступила на работу в Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко в декабре 1998 года на должность старшего преподавателя, с 2011 года и по настоящее время работает в должности доцента и заведующего кафедрой теории и практики перевода. С 2003 по 2007 работала в отделе международных связей ПГУ в должности ведущего специалиста по вопросам координации сотрудничества с англоязычными партнерами университета. С апреля 2004 года и по сегодняшний день возглавляет кафедру теории и практики перевода. В 2011 году окончила аспирантуру Московского государственного лингвистического университета, после защиты диссертации присвоена ученая степень кандидата филологических наук по специальности «Германские языки». В 2014 году решением комиссии Министерства просвещения ПМР присвоено ученое звание доцента по кафедре теории и практики перевода. С октября 2012 по июль 2014 работала в должности директора Института языка и литературы. Опубликовала десятки научных статей, несколько учебно-методических и учебных пособий. Принимала участие в международных научных конференциях в России, Польше, Украине, Приднестровье. Отличник народного образования Приднестровской Молдавской Республики.
Ольга Викторовна Щукина свою трудовую деятельность в ПГУ начала в 1996 году в качестве преподавателя. С 2002 по 2005 год обучалась в очной аспирантуре филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Теория и методика обучения и воспитания». С конца 2005 года продолжила работу в ПГУ в качестве доцента кафедры английской филологии, с 2007 года по настоящее время является заведующей кафедрой. С 2007 по 2011 год исполняла обязанности заместителя директора Института языка и литературы по научной работе. В 2009 году приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации присвоено ученое звание доцента. В сентябре 2014 года была назначена на должность и.о. директора Института языка и литературы, с сентября 2015 года исполняет обязанности декана филологического факультета. Отличник народного образования Приднестровской Молдавской Республики. За период трудовой деятельности имеет около 50 публикаций. Область научных интересов лежит в сфере лингводидактического описания фонетической системы родного и иностранного языков.
11 ноября на общем собрании коллектива филологического факультета кандидат педагогических наук, профессор Василий Панкрушев, представляя кандидатуры претендентов на должность декана, отметил, что в истории факультета это первые альтернативные выборы. Он пояснил коллегам процедурные нюансы предстоящих выборов и представил подробные биографии претендентов. Далее каждый из соискателей представил на суд коллектива филфака свою концепцию развития факультета на ближайшие пять лет.
Нынешний руководитель факультета, Ольга Щукина, параллельно с перспективным планом развития представила коллегам также краткий отчет о проделанной за два года на посту работе. Она особо подчеркнула, что в рамках перехода на двухступенчатую систему обучения филологический факультет не только не сократил контингент студентов, но и увеличил число абитуриентов, успешно начавших свое обучение в нынешнем учебном году. И 190 обучающихся студентов-первокурсников сейчас – это результат качественной профориентационной работы всех кафедр. При этом в 2015-2016 учебном году факультет также успешно выпустил 180 бакалавров и специалистов по трем направлениям. По мнению Ольги Щукиной, перед факультетом в настоящее время стоят следующие перспективные задачи:
1. Увеличение контингента студентов и его качественное изменение с учетом потребностей республики в профессиональных кадрах.
2. Актуализация содержания многоуровневого непрерывного профессионального образования через формирование электронной среды научно-образовательной деятельности и совершенствование материально-технической базы образовательного процесса.
3. Увеличение объема и расширение направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, активизация программ подготовки докторантов и успешная реализация программ подготовки аспирантов по квотам Российской Федерации. Она отметила, что грандиозный скачок в процессе привлечения молодых преподавателей к научно-исследовательской работе был осуществлен в 2014-2016 годах - сразу 16 преподавателей факультета стали аспирантами в вузах Российской Федерации. Еще восемь молодых преподавателей заявили о планах, связанных с желанием начать обучение в аспирантуре в 2017-2018 годах. Процент остепененности профессорско-преподавательского состава факультета, который в данный момент составляет 27,5, по мнению Ольги Щукиной, должен быть повышен до 40. В качестве определенного стимула, отметила она, за последние два года на должность старшего преподавателя были переведены семь преподавателей. По данным перспективного плана подготовки научно-педагогических кадров четыре доцента в данное время самостоятельно продолжают работу над докторскими диссертациями, которая была начата в рамках программы подготовки докторантов совместно с Академией наук России.
4. Популяризация образовательных программ трех уровней, модернизация образовательного процесса, направленная на расширение образовательных возможностей, предлагаемых факультетом.
5. Развитие партнерства с ведущими российскими и международными научно-образовательными организациями, направленного на усиление практической ориентации и конкурентоспособности выпускника.
6. Сохранение и развитие кадрового потенциала факультета. (Уже проведена предварительная работа по созданию консультационного совета по стратегическому развитию факультета).
7. Сближение факультета с образовательными организациями республики. (К примеру, уже получена предварительная договоренность с руководством столичной СШ № 5 об открытии на ее базе совместной кафедры для содействия практико-ориентированному обучению бакалавров и реализации научно-исследовательской работы магистров в области методики преподавания дисциплин).
8. Создание условий для личностного, нравственного, интеллектуального, творческого и профессионального развития студента, способствующего в будущем его эффективной адаптации в социокультурной среде. (Уже два года подряд студенты филфака занимают первое место по активности участия в общеуниверситетских мероприятиях).
9. Развитие материально-технической базы факультета.
В своей программе перспективного развития факультета на следующие пять лет претендент на должность декана, доцент Елена Почтарь выделила также несколько главных направлений:
1. Диверсификация образовательного предложения факультета и повышение качества подготовки выпускников в соответствии с запросами республиканского рынка труда. Достичь этого планируется: 1) Подготовкой специалистов в области филологии, журналистики, перевода на основе гибких и эффективных методов организации учебной и методической работы, с использованием современных методик, новейших учебных и научных материалов, а также передового опыта ведущих вузов ближнего и дальнего зарубежья. Более масштабным включением студентов в исследовательскую деятельность, повышение актуальности их научных работ, издание студенческого сборника публикаций наравне с преподавательским. 2) Установлением более тесных связей с будущими работодателями, максимальное приближение студентов всех направлений к непосредственным реалиям их будущей профессии, наработка опыта применения на практике теоретических знаний и умений, полученных в академической среде. 3) Повышением инновационной восприимчивости студентов посредством применения прогрессивных образовательных технологий и использования мультимедийных возможностей факультета, включая более масштабное применение в учебном процессе электронного тестирования и проектирования. 4) Введением гибкой системы профилизации учебных направлений с возможностью корректирования образовательных профилей в соответствии с текущими потребностями рынка и рейтингами популярности профессий в молодежной среде. 5) Дальнейшим внедрением магистерских программ и расширением системы непрерывного образования, включая курсы повышения квалификации, языковые курсы, освоение дополнительных квалификаций, переподготовку и перепрофилирование кадров различных отраслей нашей республики.
Второй пункт программы: Повышение интеллектуального потенциала факультета, развитие научно-исследовательской базы кафедр и научно-исследовательских лабораторий факультета. Для этого предстоит: 1) Подтвердить статус базового факультета в системе регионального филологического и гуманитарного образования через координирование посредством экспертов и языковедов филологического факультета всей лингводидактической и лингвокоммуникативной деятельности в республике. 2) Открыть на факультете интегральную лингвистическую клинику, в функции которой будут входить оздоровление и очищение официальных языков, повышение культуры речевого общения, разрешение проблемных моментов в практике перевода с/на отечественные и иностранные языки, обеспечение возможности выполнения качественной лингвистической экспертизы. 3) Децентрализация управления факультетом: коллегиальность и прозрачность процедур выработки решении, четкость, последовательность и понятность предлагаемых руководством сценариев и отдаваемых распоряжений, все кафедры должны иметь равные права и нести равную долю ответственности за осуществляемые виды деятельности. 4) Оптимизация документального сопровождения учебного процесса при его минимальных объемах и максимальной информативности: постепенный отказ от бумажных носителей информации в процессе хранения и использования учебной и номенклатурной документации кафедры и переход на электронные носители. 5)Создание единой открытой интегральной электронной базы учебной документации, регулярно пополняемой и ревизуемой.
3. Кооперация со стратегическими партнерами – образовательными учреждениями, органами государственного управления, промышленными и финансовыми организациями: 1) Привлечение представителей Республиканских научно-методических советов по филологии и иностранным языкам к работе в Ученом совете факультета и на кафедрах, более тесное взаимодействие с организациями среднего образования посредством круглых столов, конференций, конкурсных мероприятий, олимпиад, викторин, рабочих встреч. 2) Интеграция в профессиональное сообщество: создание вокруг факультета системы коммуникационных связей, вовлечение в орбиту интересов факультета известных ученых, работодателей, руководителей государственных учреждений и ведомств, директоров средних учебных заведений, привлечение выпускников к научной и учебно-методической работе факультета. 3) Максимальное содействие профессорско-преподавательскому составу факультета в повышении квалификации за пределами республики.
4. Оптимизация и оздоровление психологического климата на факультете, восстановление дружественных, конструктивных и взаимоприемлемых отношений между всеми кафедрами: 1) Первостепенность возврата к традициям тесного межкафедрального общения, совместного планирования и участия в общих мероприятиях, конкурсах, празднованиях. 2) Совместными усилиями, в условиях единства, взаимодействия и созидания решать грядущие глобальные вызовы в системе высшего образования и архисложные в связи с этим задачи, стоящие перед филологическим факультетом в ближайшем будущем.
Заслушав представленные программы развития факультета, преподаватели задали претендентам на должность декана уточняющие и другие интересующие их вопросы о будущем факультета. Вошедшая в состав Президиума общего собрания по выборам декана филологического факультета и.о. проректора ПГУ по образовательной политике и менеджменту качества образования, кандидат педагогических наук, доцент Лариса Скитская отметила, что нынешний выборы – знаковое событие в судьбе факультета. «Филологический факультет всегда был флагманом нашей науки, одним из основателей образовательной системы республики. Желаю Вам хорошо обдуманного и успешного выбора», - сказала Лариса Скитская.
Подробные биографии претендентов на должность декана и предложенные ими программы перспективного развития до 2022 года планируется опубликовать на сайте филологического факультета, чтобы все члены профессорско-преподавательского состава смоги ознакомиться с ними и сделать свой выбор. В ходе же общего собрания факультета 11 ноября единогласно в бюллетень для голосования были внесены обе кандидатуры. Сама процедура тайного голосования состоится 25 ноября в Актовом зале главного корпуса ПГУ.
Екатерина Пошелюк
Следующие статьи
- Международный день толерантности отметили студенты ПГУ
- В рамках Декады молодежи и студентов в ПГУ прошел традиционный турнир по пейнтболу
- Студенты ПГУ сразились за титул "Спортивная звезда общежития"
- Круглый стол, посвященный проблемам многодетной семьи, провели в Русском центре Фонда "Русский мир"
- Аграрно-технологический факультет провел турнир по мини-футболу
- На встрече с российскими учеными в ПГУ обсудили проблемы пресноводной аквакультуры
- Директор Центра развития юридических клиник МГУ провёл круглый стол с коллегами из ПГУ
- Во второй день работы международной конференции российские учёные-юристы прочли лекции для студентов ПГУ
Предыдущие статьи
- Преподаватель из чешского университета провёл лекцию в ПГУ
- Научно-практическая конференция "Защита прав и повышение качества жизни человека" проходит в госуниверситете
- Ректор ПГУ Галина Сандуца и Почетный Президент ПГУ Степан Берил награждены медалью «В ознаменование 25-летия Республики Южная Осетия»
- Торжественная церемония открыла Декаду молодежи и студентов в ПГУ
- Студент ПГУ занял призовое место на Чемпионате мира по современным танцам
- Российских участников конференции, проходящей в ПГУ, приняли в Правительстве ПМР
- 80-летию киностудии "Союзмультфильм" был посвящен круглый стол в ПГУ
- Учащиеся школ посетили научную библиотеку ПГУ им. Т.Г. Шевченко