ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Кого заметил старик Державин?

Каждый год 6 июня мы с друзьями ходим… отмечать день рождения Александра Сергеевича Пушкина! И место встречи изменить нельзя – это актовый зал ПГУ им. Т.Г. Шевченко, где уже давно доброй традицией стал своеобразный пушкинский турнир – театрализованные постановки и декламации стихов нашего классика.

 

На примере пушкинских дней в госуниверситете ваш автор осознал, что же есть на самом деле традиция. Ребята с удовольствием собирались в день рождения А.С. Пушкина задолго до нас, да и после нас «поэтическая чаша» филфака никогда не опустеет. Из года в год организуют мероприятие студенты во главе с преподавателем кафедры литературы и журналистики Ириной Бавенковой. И вот никто никогда никого не заставлял! Помню, с каким наивно-детским задором ставили мы «Евгения Онегина», «Графа Нулина» и «Цыган», затем уже более зрело и смело с упоением готовили постановки «Моцарта и Сальери» и «Скупого рыцаря». Однако Пушкин велик, как велико и его литературное наследие, так что молодым и творческим еще ставить и ставить…

В этом году ведущая литературного турнира Ирина Бавенкова обозначила две темы: Болдинская осень и «Повести Белкина» (они, собственно, в первую болдинскую осень и были написаны Пушкиным – а «осеней»-то таких у него было две!). Команда журналистов назвалась «Персик-пресс»: ребята рассказали, что Пушкин очень любил персики. Студенты-филологи именовались «Гостями из Болдино». После представления команд ребята проникновенно читали стихотворения Пушкина и о Пушкине. Затем – викторина по мотивам «Повестей Белкина» и импровизированное письмо поэту от потомков. Филологи решили написать своеобразное подражание классику: «О Пушкин, сколь долго бродишь ты по свету! Сколько сердец ты словом обогрел своим!».

Наконец, подошел черед самого интересного. Студенты-журналисты как всегда удивили зрителей неподдельным артистизмом, поставив «Каменного гостя» из цикла «Маленькие трагедии». Особенно здорово удалась роль Денису Довганюку – он играл соблазнителя Дона Гуана. Но и на старуху бывает проруха: знаменитый ловелас с честью принимает смерть от ожившей статуи командора, некогда убитого им на дуэли…

В постановке филологов чувствовался более «женский» подход: они представили на суд жюри «Барышню-крестьянку», в которой студентке Татьяне Дьяченко приходилось перевоплощаться то в барышню, то в ее служанку, дабы завоевать любовь своего кавалера.

Неподкупное жюри, состоявшее из преподавателей и сотрудников университета, единогласно решило: команды набрали одинаковое количество баллов, так что в этом году в поэтической дуэли победил… Александр Сергеевич! «Мне кажется, Александр Сергеевич остался бы доволен, увидев вас на сцене, – поздравила зрителей с праздником начальник отдела молодежной политики ПГУ Елена Гончаренко. – Каждый из вас показывал своего Пушкина, и это здорово! Благодаря вам мы, зрители, также смогли прикоснуться к творчеству этого прекрасного поэта. И, знаете, в году не так уж и много дней, когда мы можем это сделать. Спасибо организаторам и артистам. Это настоящее чудо!»

До сих пор литературоведы спорят о личности Пушкина. Среди последних гипотез, которые могут показаться сумасшедшими, гуляет таковая: Пушкин сам подстроил дуэль с Дантесом (по гипотезе – французским родственником) и собственную смерть, чтобы начать новую жизнь…во Франции под именем Александра Дюма! В творчестве обоих лиц есть немало общих сюжетов: к примеру, те же декабристы… Откуда Дюма в «Учителе фехтования» выписывал такие тонкие подробности о жизни декабристов в Санкт-Петербурге?.. А как звали главного героя «Графа Монте-Кристо»? Верно, Дантес! Что касается «Трех мушкетеров»… Слово «мушкетер» происходит от слова «мушкет». Это средневековое орудие артиллерии, аналогичное пушке, и значит, в названии «Три мушкетера», вероятно, зашифровано «Три Пушкина». Три ипостаси гения, и Д’Артаньян как альтер эго сбежавшего Александра Сергеевича… Верить или нет этой гипотезе, решать вам. Чего уж точно следует ожидать, так это новых невероятных догадок и предположений, которые «наше всё» припас нам, недальновидным потомкам, на будущее!

  Андрей РАДЛОВСКИЙ.

Газета "Приднестровье"