ПГУ им. Т.Г. Шевченко

НА ПМЭФ ОБСУДИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ

Медики говорят о необходимости срочных реформ, а экономисты – о том, что на это пока нет денег.

Страховая медицина — её тоже обсуждали в эти дни на Приднестровском экономическом форуме. Одна из панельных сессий так и называлась — «Опыт внедрения системы обязательного медицинского страхования в странах СНГ. Перспективы внедрения обязательного медицинского страхования в Приднестровье».

 

Краткий обзор по опыту на постсоветском пространстве представил декан медицинского факультета ПГУ Ростислав Окушко,отметив,что путь этот был тернист и совсем неодинаков в разных странах. К примеру,в России закон об обязательном медстраховании был принят ещё в 2011 году,в Казахстане он начал действовать с 2016-го после того,со второй попытки,сделанной почти спустя 10 лет после провальной первой. В Украине аналогичный показатель варьируется от 5% до 15%, а в Молдове обязательное медстрахование действует более 10 лет. В Белоруссии на долю частной медицины и добровольного медстрахования приходится до 15% рынка медуслуг.

В Приднестровье,по словам председателя комитета Верховного Совета по здравоохранению Сергея Чебана,попытки внедрения страховой медицины предпринимались несколько раз,начиная с нулевых годов. И самым благоприятным периодом,по его мнению,был 2004−2006-ой годы.

«Мы предложили налогообложение 2% от физических лиц,2% от юридических лиц, ну и от зарплаты 2%, и, таким образом, средняя стоимость медицинского полиса получалась около 450 рублей,и эти 2% нам давали 100 млн в бюджет. Мы могли бы существенно улучшить ситуацию в здравоохранении,но политические мотивы,недоверие к прозрачности расходования средств в здравоохранении на тот период,мнение работодателей о том,что повышение налоговой нагрузки приведёт к спаду в экономике не позволили нам внедрить эту систему», — сказал он.

Законопроект,предложенный в 2012 году предполагал страхование за счёт бюджета 12 категорий граждан или — в процентном соотношении 80 из 100 человек. Такую нагрузку государство просто бы не потянуло.

Меж тем,отмечали медики,положение дел в отрасли требует срочных,а главное,кардинальных перемен.

Если по обеспеченности врачами и медсёстрами показатели находятся на нормальном уровне(в сравнении с европейскими и постсоветскими странами), то финансовые — отнюдь нет. Так,на медицину в Приднестровье тратят 4,9% от ВВП,это ниже аналогичных расходов как в Европе,так и в СНГ. Если брать в долларах,то выходит по 96,4 на душу населения,что является очень низким показателем в сравнении не только с западными странами,но и постсоветскими. К слову,у наших соседей — Молдовы и Украины выходит более 550 долларов.

«При этом 87% мы тратим на оплату труда,предметы снабжения,а сюда входят и медикаменты,это — 11%. Капитальные расходы — это 0,18%. Это наша беда,мы много лет не вкладывали деньги в капитальные вложения», — отметил министр здравоохранения ПМР Андрей Гуранда.

Ещё одна пробоема — старение врачей. 70% из работающего медперсонала — это люди либо пенсионного,либо предпенсионного возраста.

Как отмечали на форуме,одна из основных проблем приднестровского здравоохранения — декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Отрасли нужны коренные реформы.

«Нам надо менять очень многое,начиная с законови, заканчивая медицинскими протоколами лечения болезни. Очень большой раздел — реформирование финансово-экономического механизма отрасли,который перекликается с расширением хозяйственной самостоятельностью,то есть переход от постатейного финансирования, как сейчас, к глобальному и одноканальному. Это когда медучреждение,получая деньги,самостоятельно решает,куда их потратить», — сказал министр здравоохранения.

Он также отметил,что некоторые меры — в рамках возможного — планируется принять уже в самом ближайшем будущем. Так,к осени этого года Минздрав совместно с международными экспертами проанализирует эффективность системы управления отраслью,а до конца года — эффективность расходов государства на неё. В эти же сроки предполагается создать профессиональный реестр медсотрудников по всем министерствам и ведомствам,что поможет перенаправлять и лучше комплектовать кадрами разные медучреждения. В 2018-ом планируется запустить центр непрерывного медобразования. Это только часть планируемых мер.

Что до введения страховой медицины,то — уже по мнению экономистов — сейчас в республике условий для этого нет. Для этого нужен отдельный источник,который при планируемом снижении налоговой нагрузки,девальвации рубля и инфляции вряд ли найдется. При этом,как считает министр экономического развития Сергей Оболоник,она не может быть аналогом системы,действующей в какой-либо другой стране,это должен быть «гибрид».

«Этим гибридом может быть интенсивное финансирование, в части страхования, из фондов крупных организаций здравоохранения,а вот ФАПы,те точки,поддерживающие необходимый уровень медицины в сёлах,вот здесь скорее всего,придётся соглашаться с неким бюджетным финансированием и доведением его до нормального уровня», — сказал он.

Что касается распределения источников финансирования между юридическими лицами и населением,то обсуждать это можно только тогда,когда «встанут на ноги» предприятия всех отраслей,а уровень доходов населения выйдет «из критической зоны».

ИА "Новости Приднестровья"