ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работыИстория создания Отдела

Психологическая служба ПГУ

Видео поздравление психологов

В нашей республике психологическая служба в системе высших учебных заведений впервые начала действовать при Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко в 1998 г.
В 2004 г. психологическая служба была преобразована в Центр психологической поддержки при кафедре психологии факультета педагогики и психологии. Первоначально директором Центра была Руденко Наталья Николаевна, с 2005 г. по 2020 - Клименко Илона Васильевна, а с 2020 г. - Бондаренко Юлия Сергеевна.
В 2007г. Психологическая служба вуза была выделена как отдельная структурная единица Университета и переименована в «Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы». С 2020 года ОПСиПР входит в структуру Управления молодежной политики и социально-психологической поддержки, возглавляемый Клименко И.В. И на сегодняшний день Отдел является единственной службой психологической поддержки в системе высшего образования ПМР.

Цель отдела

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательно-воспитательного процесса, способствующее подготовке высококвалифицированных специалистов.

В настоящее время Отдел осуществляет психологическое сопровождение всех факультетов, расположенных в г. Тирасполь. Студенты и сотрудники университета могут обратиться к психологу своего факультета. Абитуриенты и их родители – к психологу-профконсультанту Бондаренко Юлии Сергеевне.

Принципы работы

  • Профессионально (в Отделе работают дипломированные специалисты с высшим образованием);
  • Конфиденциально (консультирование проводится на анонимной основе, с гарантией сохранения конфиденциальности);
  • Бесплатно (работа по всем видам деятельности Отдела проводится специалистами без взимания платы с обратившихся).

 

структура

 

СКАЧАТЬ БУКЛЕТ ОПСиПР

 

 

 

ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 

 

По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Значит, выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Сколько же всего существует профессий? На сегодняшний день только в России их насчитывается более шести тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности.

Чтобы легче было ориентироваться в этом огромном мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий -- "человек-человек", "человек-природа", "человек-техника", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ". А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.

Поиск работы начинается с выбора профессии. Убедитесь, что ваша профессия - это то, что нужно для вас. Прежде всего, неплохо выяснить, почему вы хотите выбрать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете:

• Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе?

• Вы хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?

• Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?

• Вы ищете профессию, которая характеризовалась бы хорошими условиями труда?

• Вы выбираете профессию, которую легче всего приобрести?

• Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей? Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

• Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением "Я хочу".

• Оценить ваши профессионально важные качества, которые определяют в конечном счете вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами "Я могу".

• Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня "Надо". В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

• Интересна и привлекательна для вас,

• Соответствует вашим способностям,

• Пользуется спросом на рынке труда.

В Отделе психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ. Вы можете обратиться к психологу-профконсультанту Бачинской Ирине Николаевне. Кабинет профориентации расположен в студенческом городке ПГУ, общежитие №7, каб., 79, 81, или по телефону 79-567 с 9.00 – 15.00. Услуги психолога бесплатные.

В Центре занятости населения есть психолог-профконсультант.

Спроси у психолога в школе. Даже если нет кабинета профориентации, твой школьный психолог наверняка может помочь.

Учебно-Производственный Комбинат. Занятия в подразделениях УПК начинаются класса с 9-го, и часто делению на группы предшествует профориентационная работа с подростками.

Кабинет профориентации ПГУ предлагает:

Групповую работу (чаще всего проводится в виде тренинга). Цель любого тренинга – это формирование новых знаний, умений, навыков. Обычно на профориентационных тренингах учат навыкам самоанализа, принятия решений. Тренинг проходит в игровой форме, в виде диалогов, дискуссий. Таким образом, в результате напряженной работы, Вы становитесь куда более готовым к принятию решения о выборе профессии. На тренинге Вам не скажут, кем быть, Вас научат, как самостоятельно выбрать будущую профессию. Такие тренинги «Ступени выбора профессии» проводит психолог-профконсультант в Отделе психологического сопровождения и профориентационной работы.

Индивидуальное консультирование – это работа с психологом один на один. Используется метод беседы. Для выяснения ваших индивидуальных особенностей психолог часто применяет психологическое тестирование. Оно может продолжаться от 10 минут до 2-х часов, и по результатам теста можно будет подобрать какие-то варианты. Если Вы проходили бланковую версию - результат будет готов через некоторое время или на следующий день (бланковые тесты часто проходят в групповых условиях - например, тестируется целый класс, и результаты обрабатываются позднее). В случае с компьютерной версией, результаты теста окажутся перед Вами на экране мгновенно. Приглашаем Вас в наш Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы, где Вы сможете пройти комплексное профориентационное тестирование и получить консультацию психолога-профконсультанта по итогам тестирования.

Беседа

Обычно он начинается с беседы с психологом, в ходе которой выясняются цель Вашего посещения, Ваш уровень образования (в каком классе учитесь), занимались ли в каких-либо кружках, секциях, какова ситуация с выбором профессии (ничего не нравится или, наоборот, не можете выбрать из нескольких привлекательных вариантов).

Выбор теста

В соответствии с беседой психолог выберет психологический тест. Например, если Ваши сомнения касаются уровня готовности к поступлению в уже выбранный ВУЗ - Вам предложат тест общеобразовательных знаний, предоставляющий возможность объективно оценить уровень владения предметом. Или, например, интересует, пригодны ли Вы к работе секретарем. Ставится соответствующий тест на профпригодность. Но чаще всего используются общие опросники интересов, способностей, склонностей - они задают ориентир, некую структуру склонностей и позволяют очертить круг потенциально подходящих профессий.

Процесс тестирования

Тестирование проводится на бланках или на компьютере. Обычно содержит от 20 до 600 вопросов, в среднем - около 80. Вопросы бывают разные: это и задачки, это и просьбы выбрать наиболее привлекательную для себя альтернативу, оценить объекты по заданным параметрам, вспомнить, как Вы ведете себя в тех или иных ситуациях. Обычно ограничений по времени на прохождение теста не задается (если это опросники личностные, или интересов), если тест на интеллект - дается ограниченный промежуток времени на решение ВСЕХ вопросов. Каждый может выбирать свою стратегию: или успеть пробежать глазами все пункты, или сосредоточить внимание на решение первых. Ведь на все интеллектуальные вопросы правильно ответить не может практически никто! Возможно, рядом с Вами тестирование будут проходить другие люди. Важно не отвлекаться и полностью сосредоточиться на процессе тестирования, задав себе определенный темп и ритм. Инструкция, прилагаемая к тесту, обычно призывает отвечать "по первому впечатлению". Это так: наиболее эффективным тестирование будет, если Вы не будете долго задумываться и «застревать» на каждом вопросе. Да и тест пройдете быстрее.

Результаты тестирования

Если Вы проходили бланковую версию - результат будет готов через некоторое время или на следующий день (бланковые тесты часто проходят в групповых условиях - например, тестируется целый класс, и результаты обрабатываются позднее). В случае с компьютерной версией, результаты теста окажутся перед Вами на экране мгновенно. Как выглядит результат? Если это профессиональная тестовая методика - должно получиться два варианта результатов теста. Один из них - простенькая обратная связь для самого тестируемого, это обычно рассказ о Ваших сильных и слабых сторонах, рекомендации по исправлению слабостей и предложение использовать сильные стороны в таких-то и таких-то профессиях. Компьютер часто проводит сравнительный анализ с идеальными формулами профессий. По этому профилю психолог может сказать неизмеримо больше, чем компьютер в своих стандартных формулировках, где предполагается обычно всего три варианта интерпретации по каждому измеряемому свойству (например, для общительных рассказывается одно, для среднеобщительных - второе, для малообщительных - третье. Четвертого не дано).

Обсуждение результатов и вопросы

Завершается сеанс беседой с психологом. Это более продолжительный, нежели вначале, разговор. Преимущество психолога перед компьютером в том, что он рассматривает Вас как индивидуальный случай. Поэтому не стесняйтесь высказать ему свои сомнения в результатах тестирования (может быть, это поможет выявить артефакт - ошибку, которая влияет на список профессий, предложенных компьютером). Если у Вас уже были какие-то варианты, кем быть (пусть и "бредовые", по мнению мамы, детские мечты) - спросите психолога, насколько рассматриваемые Вами варианты соответствуют выявленным склонностям. Есть ли у Вас способности, возможности реализации в этих профессиях? Что у Вас могло бы получиться лучше всего? Будет ли Вам интересна эта работа, будет ли удовлетворение от работы? Спросите, как Вам следует заниматься и что делать, чтобы скомпенсировать выявленные тестом негативные черты Вашего характера, развить "запущенные" сферы интеллекта (эрудицию, например). Наконец, попросите совета о том, соответствует ли Вашему уровню выбранный факультет, а если нет, то какая из специальностей подходит больше. Так что не стесняйтесь, спрашивайте - пусть даже это выходит за рамки психологической консультации.

Приглашаем Вас в наш Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы, где Вы сможете пройти комплексное профориентационное тестирование и получить консультацию психолога-профконсультанта по итогам тестирования.

1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

2. Составить перечень требований к выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Задумываемся о выборе профессии с детства

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем: на кого учиться, куда поступать? Когда ребенок рождается, мама, прежде всего, думает о том, как правильно накормить малыша, одеть на прогулку, занять его период бодрствования. Молодые родители в этот момент еще не задумываются, будет ли их ребенок банкиром, менеджером или врачом. Однако именно в раннем возрасте важно увидеть задатки способностей, которые заложены природой, и развивать их. Задумываться об этом надо на этапе планирования семьи. Мозг ребенка, от степени развития которого зависит физическое и умственное здоровье, формируется с момента зачатия и в среднем до 10 лет. Этот период времени важно не упустить, чтобы ребенок в жизни был успешным, так как большую часть жизни человек связывает с профессиональной деятельностью: она помогает обрести социальный статус, материальный доход, реализацию своих возможностей, чувство собственного достоинства? Поэтому вопрос о поиске, выборе профессии для ребенка является судьбоносным. Оглядываясь назад, родители начинают понимать, что время упущено, и это становится проблемой. Как правило, у наших детей не сформировано представление о профессиях вообще, их привлекают только «модные» на сегодняшний день профессии (программист, фотомодель, менеджер и др.) и их внешняя оболочка: высокий доход, работа в красивом офисе, известность и т.п. При этом родители, помогая ребенку при выборе профессии, допускают следующие ошибки: • они часто хотят, чтобы сын или дочь пошли по их стопам, при этом не учитывают желание и возможности ребенка; • соглашаются с неадекватным выбором ребенка; • не могут отличить природную склонность к определенному виду деятельности у ребенка от интереса к внешним, модным атрибутам выбранной профессии; • завышают или занижают уровень способностей ребенка и не учитывают его состояние здоровья (профпригодность). Ошибка в выборе профессии приводит к разочарованиям, нежеланию работать, потере веры в себя и т. д. В современном мире насчитывается более 40000 профессий. Как сориентироваться в таком огромном разнообразии? Человеку, выбирающему профессию, нужно суметь разобраться в этом, понять содержание разных профессий, требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы. Именно здесь на помощь может прийти психолог, занимающийся проблемами профориентации. В случае своевременного обращения к специалисту вы сможете получить следующий результат: • формирование у ребенка адекватных представлений о своих склонностях и способностях; • формирование внутренней мотивации к выбору профессии; • приобретение знаний о профессионально значимых качествах; • обогащение знаний о возможностях профессионального развития, требованиях современного рынка труда; • формирование плана профессионального развития; • расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего. У нас в стране существует несколько концепций профориентации. Например, концепция «индивидуального стиля деятельности» Е. А. Климова, концепция К. М. Гуревича, который выделяет два вида профпригодности: абсолютную и относительную, в зависимости от свойств нервной системы человека; существует концепция профессиональной адаптации и др. Результаты проведенного ранее углубленного психологического обследования дадут ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях о возможностях и способностях ребенка: • о состоянии интеллектуально-мнестических функций, особенностях структуры интеллекта и об уровне интеллектуального развития в целом; • о состоянии психических функций, о свойствах личности и темперамента, обеспечивающих предпочтение той или иной динамики трудовой деятельности, специфики ее организационных условий; • об особенностях личности и характера, определяющих направленность на ту или иную содержательную сторону профдеятельности, о наличии специальных склонностей и способностей. Кроме этого, учитывается, что для детей характерны некоторые психологические особенности, которые не относятся прямо к патопсихологическим, но существенно препятствуют успешной социальной интеграции воспитанника. К ним относятся: • низкий уровень самокритики, неадекватные (часто завышенные) самооценка и уровень притязаний; • недостаточное усвоение коммуникативных навыков; • своеобразное избирательное принятие социальных норм и правил поведения, отрицание многих из них; • недостаточная социальная опосредованность ценностных ориентаций и ведущих мотивов, общий социальный инфантилизм; узость круга интересов, «размытость» иерархии структуры мотивов. В подходе к проблеме профориентации не следует строго придерживаться какой-либо одной концепции. Существуют методы, разработанные представителями различных течений. Наиболее распространенной диагностикой является классификация профессий, которая разработана российским психологом, профессором Е.А.Климовым. По этой классификации все профессии можно условно разделить на пять классов, склонность к одному из классов в каждом ребенке заложена природой: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Для успешного выбора профессии невозможно ограничиться одной-двумя «профдиагностическими» психологическими методиками; необходим комплексный подход в диагностике развития ребенка, а в дальнейшем в профдиагностике и его дальнейшей профориентации, включающий в себя несколько последовательных этапов. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе его профессионального самоопределения включает в себя три составляющих: • первичное профконсультирование (ребенок + семья); • углубленное профдиагностическое обследование; • собственно работа по формированию адекватного выбора (ребенок + семья). Форма, с которой начинает работу педагог-психолог, зависит от возраста ребенка. О склонностях ребенка к определенным видам деятельности нужно задумываться в раннем детстве, и в этом вам помогут психологи, социальные педагоги, дефектологи, педагоги дополнительного образования. Диагностику развития ребенка необходимо проводить в раннем и дошкольном возрасте (0-7 лет). Если в ходе диагностики обнаружились отклонения от нормы, то еще есть время их скорректировать, своевременно обратившись к нужному специалисту. Применяются профессиональные методики для определения уровня развития памяти, внимания, восприятия (слухового и зрительного), мышления, творческих способностей малыша, его моторного развития, в том числе и методика, определяющая доминантность полушария коры головного мозга ребенка. Ведь очень важно знать, какое полушарие ведущее: правое или левое? От этого зависят способности к дальнейшим видам деятельности и выбору профессии. Основная комплексная работа с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет) направлена на развитие их интересов, склонностей, способностей. В этот период происходит знакомство школьников с многообразным миром профессий (играя в доктора, продавца, получает первое представление об этой профессии), а участие в кружках обеспечивает «пробу сил». Зачастую интересы, возникшие в этот возрастной период, становятся основой будущего профессионального выбора. На этом этапе происходит изучение способностей и возможностей ребенка и изучение его личностных особенностей. Два вышеизложенных этапа работы позволяют к 12 годам сформировать у ребенка склонность к определенному виду деятельности. Начиная с 12-14 лет, когда проблема выбора профессии и подготовки к ней становится актуальной, учащиеся начинают более серьезно задумываться о готовности к трудовой деятельности, пытаются оценить себя, свои психологические и физиологические «ресурсы». Для этого проводится тестирование личности подростка (темперамент, особенности характера, коммуникативные навыки). Программа диагностического обследования включает в себя исследования по следующим направлениям: • изучение профессиональных склонностей; • изучение мотивов выбора профессии; • оценку адекватности сделанного выбора. Все это дает возможность к моменту выбора профессии, в 14-18 лет, сформировать у подростков адекватный выбор. Если желание и возможности не совпали, специалисты помогают сделать правильный выбор, привести в соответствие умственные, физические, творческие возможности ребенка, повысить мотивацию к деятельности при необходимости. На ваши вопросы: какую профессию выбрать, в какое учебное заведение пойти учиться? помогут найти ответы система тестов и методики ведущих специалистов в этой области, тренинги, взаимодействие медиков, педагогов и родителей (беседы, совместное консультирование родителей и детей).

Кем я хочу стать? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами задаются учащиеся 9-11 классов. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко». Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня, Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности. Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы. Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация. Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим. Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда. Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относится реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них: На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно. Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты? На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи. На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен.

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в ПГУ поступать на специальность «юриспруденция» (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми. Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет психолог- профконсультант Центра психологической поддержки ПГУ. В виде практикума можешь выполнить нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна. Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Если ты выбрал Приднестровский государственный университет, то выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ реализует свою деятельность в следующих направлениях:

Диагностическое направление:

1. Диагностика процесса адаптации студентов 1 курсов.
2. Диагностическая работа со студентами 3 курсов: повторное исследование мотивации выбора профессии, терминальных ценностей.
3. Исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной деятельности и психологического климата в студенческих группах (в рамках проверки воспитательной работы на факультетах).
4. Диагностическая работа со студентами 5 курсов: повторное исследование мотивации выбора профессии, терминальных ценностей.
5. Диагностика психологического климата в педагогических коллективах кафедр факультетов (институтов) ПГУ.
6. Индивидуальная психодиагностика личностных особенностей обратившихся.

Консультативное направление:

1. Индивидуальное и групповое консультирование студентов по вопросам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения и развития.
2. Оказание помощи преподавателям, кураторам академических групп в вопросах руководства и работы со студентами.
3. Консультирование психологом-профконсультантом абитуриентов (в течение учебного года и в период работы Приемной комиссии).

Коррекционно-развивающее направление:

1. Групповая коррекционная работа (использование элементов тренингов и развивающих упражнений), направленная на оптимизацию адаптационного процесса студентов, сплочение студенческой группы. (1 курс)
2. Реализация программы «Развитие коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей» (2-3 курс)
3. Проведение социально-психологического тренинга «Профессиональное становление и социальная компетентность» (для студентов 4,5 курсов разных специальностей)
4. Проведение социально-психологических тренингов по темам:

  • Развитие сплоченности в студенческой группе (1 курс);
  • Уверенность (для желающих);
  • Основы конструктивного общения (1-3 курс);
  • Развитие гендерной идентичности(2-4 курс);
  • Основы делового общения (4-5 курс).

Просветительское направление:

1. Психологическое просвещение студентов – встречи и проведение бесед со студентами факультетов;
2. Просвещение преподавателей, кураторов академических групп по вопросам психологии обучения и воспитания студенческой молодежи. Семинары в «Школе кураторов»;
3. Тематические «Психологические гостиные» для студентов, проживающих в общежитиях (по отдельному плану);
4. Психологическое просвещение студентов 4–5 курсов в рамках проекта «Карьера».

Профориентационное направление:

1. Консультирование потенциальных абитуриентов;
2. Проведение тренинговых занятий со старшеклассниками «Ступени профессионального выбора»;
3. Участие в «Ярмарках вакансий»;
4. Профориентационные встречи в ОУ ПМР;
5. Диагностическая и консультативная работа в период работы Приемной комиссии;
6. Проведение семинаров для классных руководителей 10–11 классов;
7. Ведение раздела «Абитуриенту» на сайте ПГУ.

 

Сотрудниками Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы были разработаны методические рекомандации для сотрудников, кураторов студенческих групп и студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Вы можете ознакомиться с ними ниже по ссылкам.

 

Нормативная правовая деятельность отдела психологического сопровождения и профориентационной работы регулируется следующими документами: