Миф 1. Разместив свое резюме на нескольких интернет-сайтах, вы непременно получите достаточное количество выгодных предложений.
Одно из самых привлекательных заблуждений заключается в том, что появление вашего резюме в Сети, как некий волшебный эликсир, заставит работодателей мечтать об интервью с вами. Не собираюсь оспаривать тот факт, что Интернет уже давно стал стандартным инструментом поиска работы. Но если вы считаете, что его эффективность выше, чем, например, у газетных объявлений, то ошибаетесь. Лишь около пяти процентов соискателей находят работу с помощью Интернета.
Миф 2. Объявления о вакансиях в полной мере отражают объем и разнообразие рынка труда.
По разным данным, только 15-20 процентов всех вакансий на рынке труда публикуются в средствах массовой информации. Огромная часть вакантных должностей - это скрытый рынок труда. И чем выше позиция и зарплата, тем меньше вероятности, что объявление об этой должности будет опубликовано в СМИ. Каким образом соискателю обнаружить эти предложения?
Только с помощью полезных связей. Связи до сих пор остаются одним из самых эффективных инструментов поиска работы. Вы методично выстраиваете отношения с людьми, которые могут оказать вам содействие в поиске работы. Но это целое искусство, ведь если наобум рассказывать каждому встречному о том, что вам нужна работа, то вряд ли вы добьетесь желаемого.
Миф 3. Работодатели недолюбливают соискателей, которые меняют работу слишком часто и нигде подолгу не задерживаются.
Сотрудники, которые часто перемещаются из одной компании в другую, на некоторое время почти исчезли с рынка труда. Стабильно развивающаяся карьера считалась большим плюсом. Кроме того, многие работодатели готовы пренебречь профессиональными качествами кандидата, если по какой-либо причине уверены в его лояльности. Но в последнее время компании развиваются все более и более динамично, и становится очевидно - для того чтобы получать новые знания и навыки, повышать свою квалификацию и стоимость на рынке, просто необходимо постоянно двигаться вперед. Старайтесь избегать действительно коротких сроков работы (менее одного года), а в остальном особенно не зацикливайтесь на темпе своих передвижений.
Миф 4. Сопроводительное письмо не так важно, как резюме или портфолио.
Каждый раз, отправляя резюме в компанию, необходимо сопровождать его письмом, причем составленным специально для этого работодателя. Если вы не рассчитываете на счастливую случайность, и у вас действительно есть стратегия поиска работы, вы не будете пренебрегать сопроводительным письмом. В конце концов, резюме совершенно бесполезно для работодателя, если он не знает, на какую позицию вы претендуете и чего ожидаете от работы. Только в форме персонифицированного послания вы можете привлечь внимание к тому, что выделяет вас из общего числа кандидатов, будь то уникальная квалификация или особенности характера.
Миф 5. Резюме должно показывать логику вашего карьерного развития и рост ответственности.
Да, идеальное резюме выполняет эту функцию. Но это не самоцель. Самой важной частью самопрезентации был и остается лаконичный рассказ о ваших навыках, образовании и конкретных должностных обязанностях. Большинство работодателей тратят на просмотр резюме не более 20 секунд. А значит, чтобы получить приглашение на интервью, нужно делать акцент на главном. Согласитесь, некоторые подробности вашего профессионального развития могут быть интересны только вам. К примеру, тот факт, что пять лет назад вы посетили профессиональную выставку или исполняли обязанности вашего босса, пока тот был в отпуске.
Миф 6. Рассылайте резюме, и вы будете регулярно получать приглашения на интервью.
Возможно, это сработает, если вы редкий специалист в узкоспециализированной области. А всем остальным, для того чтобы получить приглашение, нужно проявить активность. Иногда необходимо самому позвонить потенциальному работодателю. Особенно в том случае, если ваша квалификация недостаточна для вакантной должности или вы начинаете карьеру в новой области. Тем не менее в телефонной беседе вы можете заявить о своей заинтересованности и попросить об интервью. Даже если вы все-таки не подходите для этой позиции, общение с работодателем может открыть новые возможности.
Миф 7. Никогда не будет лишним приукрасить свое резюме.
Даже не надейтесь, вам не удастся пустить пыль в глаза опытному работодателю, если, конечно вы не патологический лгун. Специалист, в чьи обязанности входит изучение резюме соискателей, со временем учится видеть за листком бумаги реального человека. Иногда, читая между строк, можно узнать многое, например, понять, насколько уверен в себе кандидат, как он оценивает себя, чем в своей трудовой биографии гордится, а о чем хочет умолчать. При таком пристальном взгляде несложно заметить фактические неточности и "легкие" преувеличения. А чем больше их будет, тем более каверзные вопросы ожидают вас на собеседовании.
Миф 8. Занижая свои требования к заработной плате, вы становитесь более привлекательным кандидатом.
Соискатель никогда не должен пренебрегать своими ожиданиями относительно зарплаты. Это лишь создаст впечатление, что он отчаянно нуждается в работе, и может быть причиной отказа. Но если вы все же получите работу с заниженной зарплатой, вы никогда не сможете быть по-настоящему довольны ею, поскольку почувствуете себя обманутым: ведь, на ваш взгляд, ваш труд не будет оплачен по достоинству. Пока вы претендуете на деньги, которые укладываются в рамки разумного для вашей должности и отрасли, придерживайтесь этой цифры. И не объявляйте о желаемой зарплате сразу, пусть работодатель сам поднимет эту тему.
Миф 9. Наиболее квалифицированные специалисты получают лучшую работу.
Пожалуй, это самое сильное заблуждение - лучшего кандидата ожидает лучшая должность. Работодатель, как правило, выбирает того, в ком видит соединение профессиональных качеств, навыков презентации и умения найти контакт с интервьюером. Так что не слишком зазнавайтесь, если считаете свою квалификацию уникальной, но и не теряйте мужества, если не слишком подходите формальным требованиям. Если вы получили приглашение на интервью, значит работодатель считает, что ваших умений, знаний и опыта достаточно для этой позиции. При личной встрече нужно лишь подтвердить, что вы достойны этой работы.
Миф 10. Начать карьеру в новой области практически невозможно.
Тенденция такова, что в динамичном мире бизнеса все больше людей будут кардинально менять свою карьеру, причем не один раз в жизни. Это вполне реально, однако сегодня в мире профессионалов для этого уже недостаточно простого желания. Нужно составить план действий и следовать ему. Прежде всего, подумайте о том, как в новой карьере можно применить ваши нынешние знания и навыки. Следующий шаг нужно сделать в сторону получения дополнительного образования.
Миф 11. Соискатель не должен продавать себя работодателю.
Если вам не нравится мысль о том, что вы продаете себя, думайте, что продаете свои профессиональные качества. Часто это означает применение некоторых методов продаж при поиске работы. Вы именно тот продукт, который нужен компании, и теперь должны это доказать. В наше время преуспевают соискатели, которые используют те же методы, что и компании для продвижения своей продукции.
Миф 12. В трудные времена соглашайтесь на первую предложенную работу.
Поиск работы - непредсказуемый процесс. Вы можете в течение месяца проходить многочисленные интервью в одной и той же компании и находиться в полной уверенности, что получите работу, но этого так и не произойдет. А через неделю вы посещаете несколько компаний и получаете сразу несколько предложений. Нужно ли в таком случае соглашаться на первое же предложение? Только если это то, что вы искали, и ваша карьера будет развиваться в правильном направлении. В ином случае, лучше ждать, пока не появится возможность выбирать.