ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Габужа Дарина Афанасьевна

Научный руководитель
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128
(373)777-19403

Темы исследований научно-исследовательской лаборатории

Тема: Лингводидактическая модель обучения молдавскому языку в рамках реализации новых образовательных стандартов
Год начала разработки темы исследования (период функционирования): 2017 (3 года)
Заказчик: Министерство просвещения ПМР

Направление:

Культурное наследие государства. Русский мир Приднестровской молдавской республике и пути развития современных форм межкультурной коммуникации. Прикладные научные исследования.

План-задание:

Разработка учебника по молдавскому языку для 5 класса с молдавским языком обучения

 

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории

ФИОСтруктурное подразделениеДолжность
Габужа Дарина Афанасьевна

НИЛ «Факла»
Заведующий лабораторией

Кучеряну Стелла Георгиевна

кандидат психологических наук, доцент
Научный руководитель
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128
(373)533-79577
ppproektirovanie@mail.ru

Темы исследований научно-исследовательской лаборатории

Тема: Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности
Год начала разработки темы исследования (период функционирования): 2018 (3 года)
Заказчик: Министерство просвещения ПМР

Направление:

Социогуманитарное развитие и правовое обеспечение развития государства. Развитие теоретических и прикладных аспектов педагогической и воспитательной деятельности ПМР. Прикладное научное исследование

План-задание:

Определение концептуальных основ проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования; разработка и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, основанной на выявлении способностей личности на разных этапах развития в условиях Приднестровья; разработка рекомендаций по внедрению модели для педагогов-психологов, воспитателей; педагогов организаций образования ПМР; определение диагностического инструментария для выявления способностей личности на разных этапах развития; разработка содержания психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения; разработка содержания профориентационной работы в контексте непрерывности образования; издание монографии по проблеме исследования.

ЦЕЛЬ: Теоретико-методологическое обоснование, разработка и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в системе непрерывного образования ПМР.

ЗАДАЧИ:

а) проанализировать научные подходы и концептуальные основы проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования;

б) изучить состояние проблемы выявления способностей и профориентации личности с учетом содержания и уровня образования, требований образовательных стандартов в организациях образования республики.

Результаты исследования по итогам первого этапа:

проанализированы научные подходы и концептуальные основы проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования;

– уточнены показатели и критерии оценки способностей личности и обобщены материалы по определению диагностического инструментария для выявления способностей, склонностей, профессиональных целей, мотивов, интересов личности на разных возрастных этапах;

– определены компоненты системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности, выявлена их взаимосвязь;

– проведено пилотажное исследование, осуществлен анализ нормативных, инструктивно-методических документов, регламентирующих профориентационную деятельность, а также проанализирован опыт выявления способностей и профориентации личности в организациях образования республики;

– определены организации образования для создания экспериментальной площадки, оформляется документация.

ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ. Система непрерывного образования ПМР (организации дошкольного, начального общего, среднего полного, среднего и высшего профессионального).

СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. На данном этапе исследования разрабатывается модель психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения, содержание профориентационной работы для детей разных возрастных групп, просветительские мероприятия для воспитателей, педагогов по проблеме реализации психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения.

            АПРОБИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Основные результаты исследования (на первом этапе) представлены на научно-практических конференциях, РНМС по психологии, на международных научных конференциях (Москва, Ставрополь, Ярославль, Липецк, Кишинев, Тирасполь), в опубликованных статьях, а также нашли отражение в: подготовленной к публикации первой части глоссария по теме исследования.

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории

ФИОСтруктурное подразделениеДолжность
Вахницкая Минодора Григорьевна
кандидат педагогических наук
доцент
Кафедра родного языка и литературы в начальной школе
НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование»
Факультет педагогики и психологии
Доцент
Ведущий научный сотрудник
Заместитель декана по воспитательной работе
Шумлянская Алена Николаевна

Кафедра психологии
НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование»
Преподаватель
Специалист
Чобан-Пилецкая Антонина Митрофановна
кандидат педагогических наук
доцент
Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента
НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование»
Факультет педагогики и психологии
Доцент
Ведущий научный сотрудник
Заместитель декана по учебно-методической работе
Иовва Ольга Андреевна
кандидат педагогических наук
доцент
Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента
НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование»
Доцент
Ведущий научный сотрудник
Кучеряну Стелла Георгиевна
кандидат психологических наук
доцент
Кафедра психологии
НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование»
Доцент
Заведующий лабораторией
Гоголева Альбина Васильевна
доктор педагогических наук
профессор
Кафедра психологии
НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование»
Профессор
Ведущий научный сотрудник
Клименко Илона Васильевна
кандидат психологических наук
доцент
Кафедра психологии
НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование»
Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы
Доцент
Ведущий научный сотрудник
Начальник

Кучерявенко Виктория Ивановна

кандидат психологических наук, доцент
Научный руководитель
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128

Темы исследований научно-исследовательской лаборатории

Тема: Психологическое сопровождение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Год начала разработки темы исследования (период функционирования): 2018 (5 лет)
Заказчик: Министерство МВД ПМР

Направление:

Социогуманитарное развитие и правовое обеспечение развития государства. Социально-коммуникативная система ПМР. Фундаментальные научные исследования

План-задание:

ЦЕЛЬ: Проектирование и внедрение модели психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов ПМР; разработка и внедрение системы психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов к оперативно-служебной деятельности.

ЗАДАЧИ:

– определить особенности организации служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов в условиях системы психологического сопровождения;

– спроектировать   и экспериментально апробировать модель психологического сопровождения служебной деятельности в рамках реализации системы психологической подготовки сотрудников МВД;

– разработать и внедрить концепцию психологической службы при МВД ПМР в рамках комплексной системы психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов

РЕЗУЛЬТАТЫ. Определен категориальный   аппарат исследования, концептуализированы базовые понятия, обоснована совокупность теоретико-методологических положений, составляющих концептуальную основу исследования, разработан и частично реализован план практико-ориентированных, научно-методических мероприятий по теме I этапа.

ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ. Служебная деятельность сотрудников МВД.

СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. Начальный этап разработки темы.

АПРОБИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Исследуемые проблемы представлены на  конференциях, в том числе международных, в научных статьях, а также в СМИ.

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории

ФИОСтруктурное подразделениеДолжность
Кучерявенко Виктория Ивановна
кандидат психологических наук
доцент
Кафедра психологии
НИЛ «Психология служебной деятельности»
Заведующий кафедрой
Заведующий лабораторией

Толмачева Ирина Вильевна

кандидат экономических наук, доцент
Научный руководитель
3300, г. Тирасполь, бульвар Гагарина 2, каб. №
(373)533-79479

Темы исследований научно-исследовательской лаборатории

Тема: Расчеты и показатели экономической и финансовой устойчивости системы образования в условиях ее реформирования
Год начала разработки темы исследования (период функционирования): 2017 (3 года)
Заказчик: Министерство просвещения ПМР

Направление:

Основы экономического развития государства. Экономические проблемы развития ПМР. Прикладные научные исследования.

План-задание:

ЦЕЛЬ: На основе теоретического изучения экономической и финансовой устойчивости системы образования (вуза) провести анализ и оценку, а также рассчитать статьи затрат, входящих в норматив подушевого финансирования для обучения студента в вузе, ведения научно-исследовательских работ; разработать меры совершенствования функционирования вуза как одного из приоритетных элементов государственной системы образования.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

– изучение теоретических основ экономической и финансовой устойчивости вуза;

– оценка экономической и финансовой устойчивости вуза;

– определение размера норматива подушевого финансирования на одного студента вуза;

– определение размера норматива подушевого финансирования на одного студента в части ведения научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе;

– повышение экономической и финансовой устойчивости вуза.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

– изучены теоретические основы экономической и финансовой устойчивости вуза;

– проведен расчет и анализ финансовой устойчивости вуза, норматива подушевого финансирования на одного студента вуза, финансирование научно-исследовательской работы вуза;

– участие в научных мероприятиях, проводимых экономическим факультетом (круглые столы и конференции), статьи в научных сборниках и журналах.

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории

ФИОСтруктурное подразделениеДолжность
Толмачева Ирина Вильевна
кандидат экономических наук
доцент
Ректорат
Кафедра финансов и кредита
НИЛ «Экономика образования»
Проректор по научно-инновационной работе
Доцент
Заведующий лабораторией