Кучеряну Стелла Георгиевна
кандидат психологических наук, доцент
Научный руководитель
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128
(373)533-79577
ppproektirovanie@mail.ru
Темы исследований научно-исследовательской лаборатории
Тема: Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности
Год начала разработки темы исследования (период функционирования): 2018 (3 года)
Заказчик: Министерство просвещения ПМР
Направление:
Социогуманитарное развитие и правовое обеспечение развития государства. Развитие теоретических и прикладных аспектов педагогической и воспитательной деятельности ПМР. Прикладное научное исследование
План-задание:
Определение концептуальных основ проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования; разработка и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, основанной на выявлении способностей личности на разных этапах развития в условиях Приднестровья; разработка рекомендаций по внедрению модели для педагогов-психологов, воспитателей; педагогов организаций образования ПМР; определение диагностического инструментария для выявления способностей личности на разных этапах развития; разработка содержания психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения; разработка содержания профориентационной работы в контексте непрерывности образования; издание монографии по проблеме исследования.
ЦЕЛЬ: Теоретико-методологическое
обоснование, разработка и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения личности в системе непрерывного образования
ПМР.
ЗАДАЧИ:
а) проанализировать научные подходы и концептуальные
основы проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения личности в условиях непрерывного образования;
б) изучить состояние
проблемы выявления способностей и профориентации личности с учетом содержания и уровня образования, требований
образовательных стандартов в
организациях образования республики.
Результаты исследования по итогам первого этапа:
– проанализированы научные подходы и концептуальные
основы проблемы психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования;
– уточнены показатели и критерии оценки способностей личности и обобщены
материалы по определению диагностического
инструментария для выявления способностей, склонностей, профессиональных
целей, мотивов, интересов личности на разных возрастных этапах;
– определены компоненты системы
психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
личности, выявлена их взаимосвязь;
–
проведено пилотажное исследование, осуществлен анализ нормативных, инструктивно-методических документов,
регламентирующих профориентационную деятельность, а также проанализирован
опыт выявления способностей и профориентации личности в организациях
образования республики;
–
определены организации образования для создания экспериментальной площадки, оформляется
документация.
ОБЛАСТЬ
ВНЕДРЕНИЯ. Система непрерывного образования ПМР (организации
дошкольного, начального общего, среднего полного, среднего и высшего
профессионального).
СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. На данном этапе
исследования разрабатывается
модель психолого-педагогического сопровождения
личности на разных этапах профессионального самоопределения, содержание
профориентационной работы для детей разных возрастных групп, просветительские
мероприятия для воспитателей, педагогов по проблеме реализации
психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах
профессионального самоопределения.
АПРОБИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Основные результаты исследования
(на первом этапе) представлены на
научно-практических конференциях, РНМС по психологии
, на
международных научных конференциях
(Москва, Ставрополь, Ярославль, Липецк, Кишинев, Тирасполь), в опубликованных
статьях, а также нашли отражение в: подготовленной к публикации первой части
глоссария по теме исследования.