ПГУ им. Т.Г. Шевченко

{mp3}proforient-2018{/mp3}

Часто задаваемые Вопросы и Ответы

По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Значит, выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Сколько же всего существует профессий? На сегодняшний день только в России их насчитывается более шести тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности.

Чтобы легче было ориентироваться в этом огромном мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий -- "человек-человек", "человек-природа", "человек-техника", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ". А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.

Поиск работы начинается с выбора профессии. Убедитесь, что ваша профессия - это то, что нужно для вас. Прежде всего, неплохо выяснить, почему вы хотите выбрать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете:

• Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе?

• Вы хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?

• Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?

• Вы ищете профессию, которая характеризовалась бы хорошими условиями труда?

• Вы выбираете профессию, которую легче всего приобрести?

• Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей? Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

• Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением "Я хочу".

• Оценить ваши профессионально важные качества, которые определяют в конечном счете вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами "Я могу".

• Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня "Надо". В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

• Интересна и привлекательна для вас,

• Соответствует вашим способностям,

• Пользуется спросом на рынке труда.

В Отделе психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ. Вы можете обратиться к психологу-профконсультанту Бачинской Ирине Николаевне. Кабинет профориентации расположен в студенческом городке ПГУ, общежитие №7, каб., 79, 81, или по телефону 79-567 с 9.00 – 15.00. Услуги психолога бесплатные.

В Центре занятости населения есть психолог-профконсультант.

Спроси у психолога в школе. Даже если нет кабинета профориентации, твой школьный психолог наверняка может помочь.

Учебно-Производственный Комбинат. Занятия в подразделениях УПК начинаются класса с 9-го, и часто делению на группы предшествует профориентационная работа с подростками.

Кабинет профориентации ПГУ предлагает:

Групповую работу (чаще всего проводится в виде тренинга). Цель любого тренинга – это формирование новых знаний, умений, навыков. Обычно на профориентационных тренингах учат навыкам самоанализа, принятия решений. Тренинг проходит в игровой форме, в виде диалогов, дискуссий. Таким образом, в результате напряженной работы, Вы становитесь куда более готовым к принятию решения о выборе профессии. На тренинге Вам не скажут, кем быть, Вас научат, как самостоятельно выбрать будущую профессию. Такие тренинги «Ступени выбора профессии» проводит психолог-профконсультант в Отделе психологического сопровождения и профориентационной работы.

Индивидуальное консультирование – это работа с психологом один на один. Используется метод беседы. Для выяснения ваших индивидуальных особенностей психолог часто применяет психологическое тестирование. Оно может продолжаться от 10 минут до 2-х часов, и по результатам теста можно будет подобрать какие-то варианты. Если Вы проходили бланковую версию - результат будет готов через некоторое время или на следующий день (бланковые тесты часто проходят в групповых условиях - например, тестируется целый класс, и результаты обрабатываются позднее). В случае с компьютерной версией, результаты теста окажутся перед Вами на экране мгновенно. Приглашаем Вас в наш Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы, где Вы сможете пройти комплексное профориентационное тестирование и получить консультацию психолога-профконсультанта по итогам тестирования.

Беседа

Обычно он начинается с беседы с психологом, в ходе которой выясняются цель Вашего посещения, Ваш уровень образования (в каком классе учитесь), занимались ли в каких-либо кружках, секциях, какова ситуация с выбором профессии (ничего не нравится или, наоборот, не можете выбрать из нескольких привлекательных вариантов).

Выбор теста

В соответствии с беседой психолог выберет психологический тест. Например, если Ваши сомнения касаются уровня готовности к поступлению в уже выбранный ВУЗ - Вам предложат тест общеобразовательных знаний, предоставляющий возможность объективно оценить уровень владения предметом. Или, например, интересует, пригодны ли Вы к работе секретарем. Ставится соответствующий тест на профпригодность. Но чаще всего используются общие опросники интересов, способностей, склонностей - они задают ориентир, некую структуру склонностей и позволяют очертить круг потенциально подходящих профессий.

Процесс тестирования

Тестирование проводится на бланках или на компьютере. Обычно содержит от 20 до 600 вопросов, в среднем - около 80. Вопросы бывают разные: это и задачки, это и просьбы выбрать наиболее привлекательную для себя альтернативу, оценить объекты по заданным параметрам, вспомнить, как Вы ведете себя в тех или иных ситуациях. Обычно ограничений по времени на прохождение теста не задается (если это опросники личностные, или интересов), если тест на интеллект - дается ограниченный промежуток времени на решение ВСЕХ вопросов. Каждый может выбирать свою стратегию: или успеть пробежать глазами все пункты, или сосредоточить внимание на решение первых. Ведь на все интеллектуальные вопросы правильно ответить не может практически никто! Возможно, рядом с Вами тестирование будут проходить другие люди. Важно не отвлекаться и полностью сосредоточиться на процессе тестирования, задав себе определенный темп и ритм. Инструкция, прилагаемая к тесту, обычно призывает отвечать "по первому впечатлению". Это так: наиболее эффективным тестирование будет, если Вы не будете долго задумываться и «застревать» на каждом вопросе. Да и тест пройдете быстрее.

Результаты тестирования

Если Вы проходили бланковую версию - результат будет готов через некоторое время или на следующий день (бланковые тесты часто проходят в групповых условиях - например, тестируется целый класс, и результаты обрабатываются позднее). В случае с компьютерной версией, результаты теста окажутся перед Вами на экране мгновенно. Как выглядит результат? Если это профессиональная тестовая методика - должно получиться два варианта результатов теста. Один из них - простенькая обратная связь для самого тестируемого, это обычно рассказ о Ваших сильных и слабых сторонах, рекомендации по исправлению слабостей и предложение использовать сильные стороны в таких-то и таких-то профессиях. Компьютер часто проводит сравнительный анализ с идеальными формулами профессий. По этому профилю психолог может сказать неизмеримо больше, чем компьютер в своих стандартных формулировках, где предполагается обычно всего три варианта интерпретации по каждому измеряемому свойству (например, для общительных рассказывается одно, для среднеобщительных - второе, для малообщительных - третье. Четвертого не дано).

Обсуждение результатов и вопросы

Завершается сеанс беседой с психологом. Это более продолжительный, нежели вначале, разговор. Преимущество психолога перед компьютером в том, что он рассматривает Вас как индивидуальный случай. Поэтому не стесняйтесь высказать ему свои сомнения в результатах тестирования (может быть, это поможет выявить артефакт - ошибку, которая влияет на список профессий, предложенных компьютером). Если у Вас уже были какие-то варианты, кем быть (пусть и "бредовые", по мнению мамы, детские мечты) - спросите психолога, насколько рассматриваемые Вами варианты соответствуют выявленным склонностям. Есть ли у Вас способности, возможности реализации в этих профессиях? Что у Вас могло бы получиться лучше всего? Будет ли Вам интересна эта работа, будет ли удовлетворение от работы? Спросите, как Вам следует заниматься и что делать, чтобы скомпенсировать выявленные тестом негативные черты Вашего характера, развить "запущенные" сферы интеллекта (эрудицию, например). Наконец, попросите совета о том, соответствует ли Вашему уровню выбранный факультет, а если нет, то какая из специальностей подходит больше. Так что не стесняйтесь, спрашивайте - пусть даже это выходит за рамки психологической консультации.

Приглашаем Вас в наш Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы, где Вы сможете пройти комплексное профориентационное тестирование и получить консультацию психолога-профконсультанта по итогам тестирования.

1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

2. Составить перечень требований к выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Задумываемся о выборе профессии с детства

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем: на кого учиться, куда поступать? Когда ребенок рождается, мама, прежде всего, думает о том, как правильно накормить малыша, одеть на прогулку, занять его период бодрствования. Молодые родители в этот момент еще не задумываются, будет ли их ребенок банкиром, менеджером или врачом. Однако именно в раннем возрасте важно увидеть задатки способностей, которые заложены природой, и развивать их. Задумываться об этом надо на этапе планирования семьи. Мозг ребенка, от степени развития которого зависит физическое и умственное здоровье, формируется с момента зачатия и в среднем до 10 лет. Этот период времени важно не упустить, чтобы ребенок в жизни был успешным, так как большую часть жизни человек связывает с профессиональной деятельностью: она помогает обрести социальный статус, материальный доход, реализацию своих возможностей, чувство собственного достоинства? Поэтому вопрос о поиске, выборе профессии для ребенка является судьбоносным. Оглядываясь назад, родители начинают понимать, что время упущено, и это становится проблемой. Как правило, у наших детей не сформировано представление о профессиях вообще, их привлекают только «модные» на сегодняшний день профессии (программист, фотомодель, менеджер и др.) и их внешняя оболочка: высокий доход, работа в красивом офисе, известность и т.п. При этом родители, помогая ребенку при выборе профессии, допускают следующие ошибки: • они часто хотят, чтобы сын или дочь пошли по их стопам, при этом не учитывают желание и возможности ребенка; • соглашаются с неадекватным выбором ребенка; • не могут отличить природную склонность к определенному виду деятельности у ребенка от интереса к внешним, модным атрибутам выбранной профессии; • завышают или занижают уровень способностей ребенка и не учитывают его состояние здоровья (профпригодность). Ошибка в выборе профессии приводит к разочарованиям, нежеланию работать, потере веры в себя и т. д. В современном мире насчитывается более 40000 профессий. Как сориентироваться в таком огромном разнообразии? Человеку, выбирающему профессию, нужно суметь разобраться в этом, понять содержание разных профессий, требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы. Именно здесь на помощь может прийти психолог, занимающийся проблемами профориентации. В случае своевременного обращения к специалисту вы сможете получить следующий результат: • формирование у ребенка адекватных представлений о своих склонностях и способностях; • формирование внутренней мотивации к выбору профессии; • приобретение знаний о профессионально значимых качествах; • обогащение знаний о возможностях профессионального развития, требованиях современного рынка труда; • формирование плана профессионального развития; • расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего. У нас в стране существует несколько концепций профориентации. Например, концепция «индивидуального стиля деятельности» Е. А. Климова, концепция К. М. Гуревича, который выделяет два вида профпригодности: абсолютную и относительную, в зависимости от свойств нервной системы человека; существует концепция профессиональной адаптации и др. Результаты проведенного ранее углубленного психологического обследования дадут ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях о возможностях и способностях ребенка: • о состоянии интеллектуально-мнестических функций, особенностях структуры интеллекта и об уровне интеллектуального развития в целом; • о состоянии психических функций, о свойствах личности и темперамента, обеспечивающих предпочтение той или иной динамики трудовой деятельности, специфики ее организационных условий; • об особенностях личности и характера, определяющих направленность на ту или иную содержательную сторону профдеятельности, о наличии специальных склонностей и способностей. Кроме этого, учитывается, что для детей характерны некоторые психологические особенности, которые не относятся прямо к патопсихологическим, но существенно препятствуют успешной социальной интеграции воспитанника. К ним относятся: • низкий уровень самокритики, неадекватные (часто завышенные) самооценка и уровень притязаний; • недостаточное усвоение коммуникативных навыков; • своеобразное избирательное принятие социальных норм и правил поведения, отрицание многих из них; • недостаточная социальная опосредованность ценностных ориентаций и ведущих мотивов, общий социальный инфантилизм; узость круга интересов, «размытость» иерархии структуры мотивов. В подходе к проблеме профориентации не следует строго придерживаться какой-либо одной концепции. Существуют методы, разработанные представителями различных течений. Наиболее распространенной диагностикой является классификация профессий, которая разработана российским психологом, профессором Е.А.Климовым. По этой классификации все профессии можно условно разделить на пять классов, склонность к одному из классов в каждом ребенке заложена природой: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Для успешного выбора профессии невозможно ограничиться одной-двумя «профдиагностическими» психологическими методиками; необходим комплексный подход в диагностике развития ребенка, а в дальнейшем в профдиагностике и его дальнейшей профориентации, включающий в себя несколько последовательных этапов. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе его профессионального самоопределения включает в себя три составляющих: • первичное профконсультирование (ребенок + семья); • углубленное профдиагностическое обследование; • собственно работа по формированию адекватного выбора (ребенок + семья). Форма, с которой начинает работу педагог-психолог, зависит от возраста ребенка. О склонностях ребенка к определенным видам деятельности нужно задумываться в раннем детстве, и в этом вам помогут психологи, социальные педагоги, дефектологи, педагоги дополнительного образования. Диагностику развития ребенка необходимо проводить в раннем и дошкольном возрасте (0-7 лет). Если в ходе диагностики обнаружились отклонения от нормы, то еще есть время их скорректировать, своевременно обратившись к нужному специалисту. Применяются профессиональные методики для определения уровня развития памяти, внимания, восприятия (слухового и зрительного), мышления, творческих способностей малыша, его моторного развития, в том числе и методика, определяющая доминантность полушария коры головного мозга ребенка. Ведь очень важно знать, какое полушарие ведущее: правое или левое? От этого зависят способности к дальнейшим видам деятельности и выбору профессии. Основная комплексная работа с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет) направлена на развитие их интересов, склонностей, способностей. В этот период происходит знакомство школьников с многообразным миром профессий (играя в доктора, продавца, получает первое представление об этой профессии), а участие в кружках обеспечивает «пробу сил». Зачастую интересы, возникшие в этот возрастной период, становятся основой будущего профессионального выбора. На этом этапе происходит изучение способностей и возможностей ребенка и изучение его личностных особенностей. Два вышеизложенных этапа работы позволяют к 12 годам сформировать у ребенка склонность к определенному виду деятельности. Начиная с 12-14 лет, когда проблема выбора профессии и подготовки к ней становится актуальной, учащиеся начинают более серьезно задумываться о готовности к трудовой деятельности, пытаются оценить себя, свои психологические и физиологические «ресурсы». Для этого проводится тестирование личности подростка (темперамент, особенности характера, коммуникативные навыки). Программа диагностического обследования включает в себя исследования по следующим направлениям: • изучение профессиональных склонностей; • изучение мотивов выбора профессии; • оценку адекватности сделанного выбора. Все это дает возможность к моменту выбора профессии, в 14-18 лет, сформировать у подростков адекватный выбор. Если желание и возможности не совпали, специалисты помогают сделать правильный выбор, привести в соответствие умственные, физические, творческие возможности ребенка, повысить мотивацию к деятельности при необходимости. На ваши вопросы: какую профессию выбрать, в какое учебное заведение пойти учиться? помогут найти ответы система тестов и методики ведущих специалистов в этой области, тренинги, взаимодействие медиков, педагогов и родителей (беседы, совместное консультирование родителей и детей).

Кем я хочу стать? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами задаются учащиеся 9-11 классов. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко». Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня, Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности. Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы. Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация. Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим. Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда. Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относится реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них: На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно. Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты? На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи. На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен.

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в ПГУ поступать на специальность «юриспруденция» (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми. Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет психолог- профконсультант Центра психологической поддержки ПГУ. В виде практикума можешь выполнить нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна. Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Если ты выбрал Приднестровский государственный университет, то выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

Часто задаваемые вопросы абитуриентами

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко функционирует в образовательном пространстве Российской Федерации. Весь учебный процесс проводится на базе российских образовательных стандартов. Дипломы, выдаваемые выпускникам ПГУ, эквивалентны дипломам о высшем образовании Российской Федерации и признаются в странах, имеющих соответствующие соглашения с Россией.

Университет признан аттестованным по основным образовательным программам в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) «О государственной аккредитации образовательной деятельности ГОУ ПГУ им. Т.Г. Шевченко» от 17.09.2021года №1266 (сроком на 6 лет).

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко – это университет исследовательского типа с трехуровневой системой высшего образования, главным вектором которого является учебно-воспитательная, научно-исследовательская и инновационная деятельность, осуществляемая по стандартам Российской Федерации.

В состав университета входят 8 факультетов (аграрно-технологический, естественно-географический, медицинский, педагогики и психологии, физической культуры и спорта, физико-математический, филологический, экономический), 2 института (инженерно-технологический и государственного управления, права и социально-гуманитарных наук) и 2 филиала (Бендерский политехнический и Рыбницкий).

В настоящее время в ПГУ им. Т.Г. Шевченко функционируют 19 научно-исследовательских лабораторий.

Апостиль – это специальный штамп, который был введен в действие в Республике Молдова 16 марта 2007 года. Этот штамп отменяет требование легализации иностранных документов в Молдове, а молдавских – за рубежом, придает документу юридическую силу на территории других государств. Данным штампом пользуются государства-члены Гаагской конвенции.

Для признания на мировом уровне документы о высшем профессиональном образовании - сертификат, диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра, выданные в Государственном образовательном учреждении «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», - проходят легализацию специальной печатью «Апостиль» в Министерстве юстиции Республики Молдова.

К настоящему времени более 135 стран и территорий – участниц Гаагской конвенции - взаимно признают на своих землях установление законности апостилированных документов.

В Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко реализуется обучение по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры высшего профессионального образования, в Инженерно-техническом институте и Бендерском филиале обучение также осуществляется и по программам начального и среднего профессионального образования.

Бакалавриат является высшим профессиональным образованием (Статья 7 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Данная категория выпускников имеет три ограничения в осуществлении дальнейшей профессиональной деятельности:

1. Ограничение на ведение преподавательской деятельности в высших учебных заведениях.

2. Ограничение на поступление в аспирантуру.

3. Ограничение на осуществление руководящей деятельности.

Да, лица, награжденные по окончании среднего общеобразовательного учреждения (11 классов) золотой или серебряной медалью, зачисляются в ПГУ им. Т.Г. Шевченко без вступительных испытаний.

Но если количество абитуриентов, претендующих на зачисление вне конкурса, в счет плана приема превышает количество бюджетных мест, абитуриенты-медалисты сдают профильное вступительное испытание (первый экзамен в Перечне вступительных испытаний). При получении по профильному испытанию 80 и более баллов медалисты зачисляются вне конкурса. При получении по профильному испытанию 79 баллов и менее медалисты участвуют в конкурсе на общих основаниях.

Если абитуриент, имеющий статус «сирота», сдал вступительные испытания, но не прошел по конкурсу, ему выделяется специальное бюджетное место согласно Постановлению Правительства Приднестровской Молдавской Республики.

Ежегодно в апреле университет для выпускников общеобразовательных и профессиональных учреждений проводит предварительное тестирование по 2-3 предметам. Сроки и порядок проведения предварительного тестирования утверждаются ректором и публикуются на официальном сайте ПГУ им. Т.Г. Шевченко.

Выпускники, предоставившие сертификаты предварительного тестирования при подаче документов для поступления, по их желанию могут быть освобождены от вступительных испытаний в университете.

При поступлении в университет учитываются результаты Единого государственного экзамена, проведенного по предметам, соответствующим Перечню вступительных испытаний, в организациях общего образования Приднестровской Молдавской Республики, если не истек срок действия свидетельства о результатах Единого государственного экзамена.

Результаты Единого государственного экзамена Российской Федерации не учитываются.

Согласно Постановлению Правительства Приднестровской Молдавской Республики «О контрольных цифрах приема абитуриентов в организации профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики» ежегодно по всем направлениям и специальностям выделяется определенное количество бюджетных мест, практически каждый второй выпускник может обучаться на бюджетной основе на дневной форме обучения. В 2022 году выделено 822 бюджетных места для обучения на очной форме.

Нет, призеры Республиканской олимпиады текущего года по профильному предмету и Республиканских профориентационных (профильных) олимпиад при поступлении на соответствующий профиль направления (специальность) при предъявлении подтверждающего документа получают 100 баллов по профильному предмету и зачисляются вне конкурса.

Право на внеконкурсное зачисление для обучения за счет средств республиканского бюджета (в том числе по направлениям, специальностям, где обучение проводится только на платной (договорной) основе) для получения всех видов и уровней образования (специалитет, бакалавриат, магистратура), при получении положительных оценок на вступительных испытаниях имеют инвалиды I, II, III группы, инвалиды детства, инвалиды I группы по зрению.

При поступлении по программам бакалавриата и специалитета оценка считается положительной, если абитуриент по предмету вступительного или дополнительного вступительного испытания набрал не менее 10 баллов, а по русскому языку – не менее 30 баллов. При поступлении по программам магистратуры оценка считается положительной, если абитуриент по данной дисциплине набрал не менее 40 баллов. Тестирование по английскому языку оценивается по системе «зачет – незачет», «зачет» – при наборе не менее 10 баллов.

Право на внеконкурсное зачисление для обучения за счет средств республиканского бюджета (в том числе по направлениям, специальностям, где обучение проводится только на платной (договорной) основе) для получения всех видов и уровней образования (специалитет, бакалавриат, магистратура), при получении положительных оценок на вступительных испытаниях имеют следующие категории граждан Приднестровской Молдавской Республики:

– дети участников боевых действий по защите Приднестровской Молдавской Республики, погибших или умерших вследствие военной травмы, полученной в период боевых действий по защите Приднестровской Молдавской Республики, либо заболевания, связанного с участием в боевых действиях;

– дети участников боевых действий по защите Приднестровской Молдавской Республики, ставших инвалидами I и II группы вследствие военной травмы либо вследствие заболевания, связанного с участием в боевых действиях.

При поступлении по программам бакалавриата и специалитета оценка считается положительной, если абитуриент по предмету вступительного или дополнительного вступительного испытания набрал не менее 10 баллов, а по русскому языку – не менее 30 баллов. При поступлении по программам магистратуры оценка считается положительной, если абитуриент по данной дисциплине набрал не менее 40 баллов. Тестирование по английскому языку оценивается по системе «зачет – незачет», «зачет» – при наборе не менее 10 баллов.

Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу для зачисления на бюджетную основу обучения, могут быть рекомендованы решением Приемной комиссией для зачисления на договорную основу обучения.

Абитуриенты, прошедшие по конкурсу и рекомендованные Приемной комиссией для зачисления на бюджетную основу обучения, заключают с университетом трехсторонний договор на оказание образовательных услуг за счет средств республиканского бюджета, в котором прописано, что студент обязан после окончания срока обучения отработать по полученной специальности / профессии (направлению) в течение трех лет в организациях государственной власти или организациях Приднестровской Молдавской Республики по распределению.

Иностранные граждане, обучающиеся в вузе в рамках соглашения между соответствующими государствами о сотрудничестве, обязаны отработать в государстве, направляющем на обучение.

Да, можно перевестись на другой факультет, на другое направление или другую специальность после окончания первого курса согласно Положению об отчислении, восстановлении, переводе, а также о предоставлении повторного обучения студентам в ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» (Приложение к приказу ректора ПГУ им. Т.Г. Шевченко от 04.07.2018г. № 1253-ОД).

Да, призывают согласно Закону Приднестровской Молдавской Республики от 05.05.2000 г. № 292-З «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Студенты, впервые получающие высшее профессиональное образование по направлениям подготовки медицинского и физико-математического факультетов, освобождаются от службы в армии на весь период обучения согласно Закону Приднестровской Молдавской Республики от 20.06.2017 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики».

Иногородним студентам на период обучения университет предоставляет общежитие. При поселении студентов в общежития учитывается приоритетность заселения следующих категорий студентов:

– сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

– студенты первых курсов, являющиеся гражданами ПМР;

– студенты-инвалиды;

– дети (студенты) погибших участников боевых действий по защите ПМР;

– студенты из малообеспеченных и многодетных семей;

– студенты первых курсов, являющиеся гражданами другого государства, поступившие согласно квоте и др.

Ежегодно университет предоставляет студентам льготы по оплате за проживание в общежитии:

– студентам-инвалидам I или II группы – 50%;

– детям (студентам) погибших участников боевых действий по защите ПМР – 100%;

– студентам-сиротам и студентам, оставшимся без попечения родителей, –100%.

Да, занимаются. В университете 109 научных кружков, в которых занимаются 1286 студентов.

В Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко большое внимание уделяется физической культуре и спорту, а также формированию здорового образа жизни среди студенческой молодежи и сотрудников университета.

Только в 2020–2021 учебном году студенты и преподаватели ПГУ им. Т.Г. Шевченко завоевали на Чемпионатах и Кубках Мира 7 медалей (из них 2 золотых); Чемпионатах Европы – 11 медалей; Международных турнирах – 23 медали (из них 5 золотых); Чемпионатах Республики Молдова – 17 медалей (из них 7 золотых).

В университете на протяжении всего учебного года силами отдела молодежной политики, воспитания и социальной защиты, Культурно-просветительного центра университета, спортивного клуба «Рекорд», Объединенного студенческого совета факультетов, Объединенного студенческого совета общежитий, Первичной профсоюзной организации студентов проводятся различные общеуниверситетские мероприятия:

– Конкурс «Мисс ПГУ»;

– «День студенческого актива» – ежегодно проводится на базе МСОК «Содружество»;

– Конкурс исполнительского искусства среди первокурсников «Зажги свою звезду»;

– Чемпионаты игр КВН;

– Фестиваль патриотической песни «Наш дом – Приднестровье»;

– Общеуниверситетский патриотический слет студентов «Приднестровская весна» на базе МСОК «Содружество» и др.

В процессе приема заявлений на участие в предварительном тестировании с выпускниками общеобразовательных и профессиональных учреждений необходимо проводить квалифицированную беседу по поводу правильного выбора вступительных испытаний и будущей профессии, что явилось основной причиной отказа от приема заявлений в режиме онлайн для всех выпускников, кроме абитуриентов-инвалидов.

Для выпускников молдавских школ, поступающих на все направления подготовки, где нет набора в группы с молдавским языком обучения, утверждена квота 10% бюджетных мест согласно Распоряжению Правительства Приднестровской Молдавской Республики «О контрольных цифрах приема абитуриентов в государственное образовательное учреждение «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко»».