ПГУ им. Т.Г. Шевченко

«1918 год в судьбах Приднестровья и мира» - о Первой мировой, союзниках-перевертышах и обороне Бендер

В воскресенье, 11 ноября, исполнится 100 лет со дня окончания Первой мировой войны. Она унесла жизни 10 млн солдат трёх десятков государств, ещё 26 млн человек получили на её фронтах ранения различной степени тяжести. По количеству жертв и разрушений эта война уступает лишь Второй мировой. Одним из итогов Первой мировой стал распад четырех империй, в том числе и Российской, для которой эта война стала роковой.

«1918 год в судьбах Приднестровья и мира (к 100-летию окончания Первой мировой войны)» - под таким названием прошла научно-просветительская конференция в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко. В ней приняли участие преподаватели и студенты Института государственного управления, права и социально-гуманитарных наук.

Среди участников был и научный сотрудник Бендерского историко-краеведческого музея Владимир Перстнёв. Он презентовал книгу «Бендерская оборона 1918 года: взгляд через столетие», в которой провел параллели между событиями 1918 и 1992 годов. Материалы конференции будут напечатаны в отдельном сборнике, изданию которого поспособствует один из организаторов форума - Институт социально-политических исследований и регионального развития (ИСПИРР).

Приднестровье оказалось в прифронтовой зоне Первой мировой войны, а многие его жители в составе полков, созданных или дислоцированных здесь, принимали участие во многих известных сражениях. Об этом рассказал Александр Булгаков, главный специалист архивно-исторического отделения штаба УВД города Бендеры. В своем докладе «Бендерские полки на фронтах Первой мировой войны» он представил сведения о судьбе этих военных формирований Русской императорской армии.

Речь идет не только о 55-м Подольском полку, расквартированном в городе, но и о 191-м Ларго-Кагульском и 251-м Ставучанском полках, созданных в Бендерах и воевавших в Галиции. У каждого из них своя история, эпизоды которой ещё предстоит реконструировать. Однако известно, что их солдаты и офицеры во время Гражданской войны противостояли румынской интервенции, несмотря на то, что были разделены на белых и красных.

«Россия и Румыния в Первой мировой войне: союзники или враги?» - таким вопросом задаётся в одноименном докладе известный историк Николай Бабилунга, зав. кафедрой отечественной истории ПГУ. По словам исследователя, во время войны произошёл беспрецедентный в мировой истории акт, когда Румыния захватила территорию не у противника, а у союзника.

Как пояснил Бабилунга, правительство Румынии долго выжидало, перед тем как вступить в войну. Бухарест руководствовался прагматикой – выступить на стороне тех, кто сильнее, чтобы затем также оказаться в стане победителей и иметь право на территориальные приобретения. Выбор был сделан после знаменитого Брусиловского прорыва 1916 года, когда русские корпуса своим стремительным продвижением в Галиции поставили союзника Германии Австро-Венгрию на грань поражения. Исходя из этого расклада, Румыния отказалась от соглашения с Германией, которая предлагала в случае победы отдать ей Бессарабию и Одессу, и вступила в войну на стороне Антанты в качестве союзника России. Вскоре, однако, румынская армия потерпела поражение, и для её спасения Россия вынуждена была создать новый фронт – от Карпат до Черного моря.

«Сто тысяч россиян погибли, защищая союзную Румынию. Но до сих пор им не поставлен ни один памятник, их участь - забвение», - с сожалением констатировал Николай Бабилунга.

Оккупировав Румынию, Германия и Австро-Венгрия получили её ресурсы, в первую очередь продовольствие, нехватка которого уже ощущалась в этих странах. Между тем, в России произошла Февральская революция 1917-го, в результате которой армия стала разваливаться, так как новая власть в Петрограде ослабила авторитет офицеров. После октябрьского восстания большевиков, распад армии уже нельзя было остановить, а бывшая империя склонилась к Гражданской войне.

Именно в этот момент союзная Румыния пошла на мир с Германией, согласившись с оккупацией части своей территории. Затем Бухарест повернул оружие в сторону России и ввел войска в Бессарабию, рассчитывая использовать противостояние красных, поддерживающих власть Советов, и белых, которые выступали против большевиков.

«Так кем была Румыния для России? Союзником или врагом?  Россия для спасения Румынии остановила наступление в Галиции и растянула фланг. В качестве благодарности Румыния захватила кусок ее территории. Этот акт - беспрецедентный в истории; страна захватывает территорию не у врага, а у своего союзника», - резюмировал Бабилунга.

В этот период весомую роль сыграли Бендеры, жители которого встали на защиту города. О том, как это было, в своей книге описывает Владимир Перстёв.

Автор отмечает, что на уровне широкого общественного сознания события 1918 и 1992 годов воспринимались бендерчанами как звенья одной цепи. В первом случае оборона города не позволила румынским боевым отрядам перейти Днестр и закрепиться на левом берегу, где затем была создана МАССР. Через 74 года бендерчане снова защищали свой город, на этот раз от комбатантов Кишинёва. Это сопротивление, как пишет Перстнёв, позволило отстоять возрожденную приднестровскую государственность.

ИА "Новости Приднестровья"

ПГТРК