Практикующий клинический психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой терапии, бизнес-тренер и медицинский судебный психолог. Это всё – о Диляром Науменковой. Она стала сегодняшней гостьей проекта «Разговор на равных», который каждую среду проходит в Контактном центре ПГУ по взаимодействию с Россотрудничеством.
Род занятий спикера сразу же задал тон беседе. Конечно же, первый вопрос – как она решилась пойти именно в эту столь непростую профессию. Как это часто бывает, всё началось ещё в школе, когда Диляром помогала одноклассникам разрешать сложные ситуации, при этом не будучи сама примерной и послушной.
«Любила спорить весьма, в какой-то момент школьный психолог принесла мне книгу про эту профессию. Я её почитала, подумала: «Прикольно». Потом поступила в вуз, а на первом курсе психфака началось разграничение на общую психологию и клиническую. Мне больше понравилось последнее. Так оно и пошло. Не было никакого спасательства: какой-то личной травмы, от которой решила себя вылечить или спасти всех людей. У меня такой прагматичный был подход», – вспоминала спикер.
Уклон в судебную психологию случился позже. Среди преподавателей в вузе было немало специалистов с медицинским уклоном. И один из них, врач-психиатр, начал заниматься судебной психиатрией: психолого-сексологической экспертизой в рамках уголовных дел. Диляром тогда была на 5-м курсе обучения.
«То есть к вам приводят подозреваемого, ему нужно провести экспертизу в рамках своей специфики и написать заключение. Мой преподаватель взял меня к себе в практикантки, и мы начали с ним ездить по СИЗО. Я проводила вместе с ним экспертизы по подозреваемым в педофилии (в рамках этой статьи Уголовного кодекса). И мы сидели напротив этих людей, было страшно, но очень интересно. И, кстати, они ведь в таких беседах ведут себя иначе, пытаются показать себя такими «белыми и пушистыми». И вот так и начала работать в рамках судебной медицинской психологии», – рассказала Диляром Науменкова.
Интересно, что девушка могла пойти совсем по иной стезе. Будучи дочерью дизайнера-модельера (мама), она с детства росла в атмосфере создания красивой одежды. Тогда шитьё как увлечение было больше распространено, чем сейчас (всё же аналоговая, не цифровая эпоха), и юная Диляром научилась держать в руках нитку с иголкой.
«Хотела даже пойти по этой стезе, потому что вокруг ткани, выкройки, мамины подруги с лекалами из журналов мод и т. д. У меня была своя машинка, мама купила мне детский журнал с выкройками. В общем, я это очень любила. И, кстати, первые мои деньги были как раз с продажи кукольного платья ребёнку маминой подруги. Но у меня не хватает терпения всё же, чтобы стать профессиональной швеёй, там же нужно очень тщательно выполнять все операции», – говорит гостья студенческого клуба.
Так что шитьё осталось, но больше как хобби и как отдых для души.
Впрочем, с психологом в качестве спикера разговор быстро вернулся в обратную плоскость (тем более что и среди студентов были те, кто учится по этому профилю). Говорили о том, как работают техники манипуляции, о культе ребёнка в современной семье, о том, что всевозможные «развивашки» – это больше про маркетинг и амбиции родителей, чем про то самое развитие.
Много было о влиянии общества на установки личности, в частности, о его давлении и призыве быть идеальной мамой, женой, хозяйкой, сыном, сотрудником, другом (нужное подчеркнуть) и т. д. Как практикующий психолог, Диляром уверена, что стремление стать идеальным – это прямой путь в невротики.
«Мы ставим себе какую-то недостижимую планку, которую вы не можете никак отследить, ведь нет критерия идеальности. Это потребность каждый раз становиться лучше и лучше. Это такая дофаминовая яма: чем я лучше сделаю, тем меня будут больше ценить. И ты каждый раз пытаешься добежать до этой изначально недостижимой планки. И вот для чего это? Зачем?» – задавалась вопросом она.
Ещё говорили о счастье, о том, что для каждого оно своё и порой действительно кроется в мелочах. И здесь весьма полезно замечать позитив в повседневной жизни и хвалить себя за пусть и небольшие, но достижения.
Конечно же, было много вопросов о личном – как сепарироваться от родителей, как лучше общаться с ними в спорных ситуациях, нужно ли потакать детям и о многом другом. Час, отведённый на беседу, пролетел очень быстро.
Следующие материалы
- О правах и обязанностях: Конституция для взрослых и детей
- В ПГУ откроют диссертационные советы
- Таможенники рассказали студентам о своей работе
- Космос и Антарктида: фотовыставка из Белоруссии в ПГУ
- В ПГУ писали тест по Великой Отечественной
- Форум юристов в Тирасполе: права человека, дипфейки, репрессии 1930-х
- Перевод студентов с платного обучения на бюджет предлагают зафиксировать на уровне закона
- У храма при госуниверситете появится свой голос, ему привезли колокола из Ярославля
Предыдущие материалы
- Активные и позитивные
- Рокеры, актёры и чтецы провели концерт в ПГУ
- Новый спортзал в ПГУ
- Метеорный поток, астероид и комета – в небе над Приднестровьем
- Русско-турецкие войны, де Волан и казаки: новый том «Истории ПМР»
- Декада Суворова: от экскурсий в музеи до спортивных соревнований
- В Тирасполе и Бендерах написали географический диктант
- От нейросетей до историй святых Приднестровья: Михаило-Архангельские чтения