logo

Олеся Коровай: «Преимущества человека, получившего физико-математическое образование – это специфическая организация мыслительной деятельности…такие люди никогда не останутся без работы» (интервью с деканом физико-математического факультета)

- Олеся Васильевна, хочется начать с того, что нечасто приходится сталкиваться с женщинами-физиками, занимающими руководящие должности. Считается, что дамы редко добиваются успехов в физико-математических науках. Так ли?

- Определённая доля правды в этом есть. Физико-математический факультет ПГУ − это не факультет невест. Студентов мужского пола у нас больше 70 %. Я первая женщина-декан на факультете, и иногда приходится бороться с гендерными предрассудками. Но и кандидатов наук женского пола у нас на физмате немало. Если девушка решила поступить к нам, значит,  она знает: чего хочети при желании сможет дать фору парням. Студентки более усидчивые и терпеливые. Я думаю, стереотипы связаны с разницей в восприятии, в нашей более выраженной эмоциональности, но именно благодаря всем этим особенностям из женщин чаще получаются хорошие учителя и преподаватели.

- А повлияли ли ваши школьные учителя на выбор профессии и профессиональный рост?

- Мне везло с педагогами, могу сказать, что всем своим педагогам я благодарна. К тому возрасту, когда пора было выбирать профессию, я уже точно знала, что буду учиться на физмате. В 1994 году я поступила в Приднестровский госуниверситет, и здесь у меня также были замечательные преподаватели. Для меня выбор профессии и успех в ней – это результат горячего желания учиться.

- В 1994 году ситуация в стране оставляла желать лучшего. Педагогическая специальность была рискованным выбором. Вы не жалели о своём выборе?

- Я выбрала эту профессию даже вопреки воле родителей. Мама видела меня медиком, папа хотел, чтобы я была юристом, но я всё-таки подала документы на физмат. Получив диплом, начала преподавать. После того как закончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию, меня назначили заместителем декана. Через некоторое время была назначена и.о., а по истечении двух лет меня избрали на должность декана факультета. Мой наставник декан Иван Стамов, как сейчас я понимаю, в своё время научил меня организовывать работу коллектива, ставя передо мной различный круг задач и проблем.

- Ваши успехи во многом обусловлены хорошими педагогами. Но сейчас эта профессия не пользуется должной популярностью у абитуриентов. Как вы думаете, что с педагогическими кадрами в будущем?  

- Часто ошибочно судят о востребованности профессии с позиции её популярности у абитуриентов. Но есть понятие актуальности с точки зрения реализации государственных программ по подготовке кадров. Исходя из этих программ, формируется заказ на специалистов различных отраслей. Потребность государства в педагогических кадрах сегодня очень высока: средний возраст учителей физики и математики в Приднестровье свыше 60 лет. Это проблема всех близлежащих стран. Не будет притока кадров в школы, значит, уровень образования в будущем будет падать,  круг замыкается. В частности деградация математического образования станет проблемой для всего общества, поскольку математика – специфический предмет, развивающий логическое мышление.  Но, несмотря на некоторые трудности, нам есть чем гордиться. Выпускники физмата успешно реализуют себя как педагоги в лицеях, школах и гимназиях, а их ученики занимают призовые места на республиканских олимпиадах. На всех будущих выпускников текущего учебного года уже есть персональные заявки из школ. Мы готовим квалифицированных специалистов по классической программе с последующей профилизацией "Методика преподавания" в магистратуре (с этого года), либо в рамках педагогического направления - по  профилям: «Физика», «Математика», «Информатика».

Физико-математический факультет активно поддерживает преподавательское сообщество. Мы проводим бесплатные семинары и конференции для педагогов с целью повышения квалификации. На базе факультета функционируют Научно-методический центр по астрономии и астрофизике и Учебно-методический центр по информатике и компьютерным технологиям.

- То есть выпускник вашего факультета, даже покинув его стены, не останется без профессиональной поддержки?

- Любой педагог, окончивший физмат, столкнувшись с трудностями методического или научного характера, может обратиться к нам. У нас практикуются коллективные обращения учителей с просьбой проведения семинаров по интересующим вопросам.

- А какие есть ещё преимущества поступления на физико-математический факультет?

- Наш факультет по диапазону предлагаемых направлений на сегодня уникален. Мы единственные, кто готовит в республике педагогов по физике и математике, а также специалистов в области связи. С учётом трансформации рынка труда и появления новых профессий мы открыли направления по прикладной математике, прикладной математике и информатике, прикладной информатике и инфокоммуникационным технологиям, связанным с электроникой и радиосвязью. В этой области мы готовим специалистов по оптическим технологиям; программистов, призванных решать широкий спектр технических и научных задач. Частные компании и государственные ведомства всегда выражают нам слова благодарности за высокий уровень подготовки наших студентов.

Преимущества человека, получившего физико-математическое образование по любому из выбранных направлений – это специфическая организация мыслительной деятельности. Эти люди легко подстраиваются под изменения рынка труда и могут осваивать другие профессии, например, дополнительно получить экономическое образование, и, обладая естественнонаучными знаниями, никогда не останутся без работы.

- Открытие новых направлений, вероятно, заставило и самих преподавателей снова учиться?

- Наши преподаватели повышают квалификацию в аспирантуре, в том числе в российских вузах, и регулярно участвуют в международных конференциях и симпозиумах. По кадровому составу физико-математический факультет один из самых остепенённых в вузе. У нас есть образовательные программы, реализацией которых занимается  практически весь профессорско-преподавательский состав  с научной степенью. Поэтому когда мы говорим, что гордимся нашей уникальной школой подготовки кадров, то можем с уверенностью сказать, что она базируется на высоком научно-методическом уровне преподавательского состава.

Глория до. Беанзен