ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Гений русской живописи

В Русском центре фонда «Русский мир» 26 декабря состоялась очередная встреча в лектории любителей русского искусства. На заключительном в 2024 году мероприятии бессменная ведущая – доцент кафедры русской и зарубежной литературы Галина Николаевна Николаева рассказала о жизни и творчестве выдающегося русского художника К.П. Брюллова.

Карл Павлович Брюллов – единственный русский художник, который ещё при жизни был награждён лавровым венком.

Карл Брюллов создал свыше 200 парадных и камерных портретов, именно его незаурядному таланту принадлежит неподражаемая роспись купола Исаакиевского собора в Петербурге площадью 800 м2. Жизнь этого гениального человека поистине удивительна.

Перед началом лекции доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Н.А. Пузов прочитал два стихотворения, посвященные Карлу Брюллову.

Галина Николаевна рассказала, что родился один из величайших мастеров кисти России, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье известного живописца, скульптора и резчика по дереву французского происхождения Пауля Георга Брюлло.  По приезде в Россию он сменил имя на Павла, но оставил французскую фамилию. Сам же Карл Брюлло изменил фамилию в юношестве перед своим отъездом в Италию.

С ранних лет Карл Павлович воспитывался в атмосфере искусства и творчества. Талант художника проявился рано. Его отец преподавал в Академии художеств, братья обучались там же. В возрасте десяти лет Карл также поступил в Императорскую академию художеств, где учился под руководством лучших мастеров того времени.

Окончив академию в 1821 году с золотой медалью, Брюллов получил право на стажировку за границей. Однако по личным причинам отложил поездку. Лишь спустя два года благодаря ходатайству Общества поощрения художников Карл Павлович отправился в Италию, с головой погрузившись в изучение классического наследия и античного искусства. Именно в Италии были созданы первые значительные работы, включая портреты и исторические полотна, демонстрирующие глубокий интерес к драматизму и эмоциональной выразительности. Одна из таких работ — картина «Итальянское утро» — была подарена императрице Александре Федоровне, супруге императора Николая I. За эту картину государь наградил художника бриллиантовым перстнем, назвал его «Великий Карл» и заказал парную картину. Именно так появилось известное полотно «Итальянский полдень».

Мировую славу К.П. Брюллову принесла монументальная картина «Последний день Помпеи», над которой он работал около шести лет. Представленная в 1833 году, она была восторженно принята европейской и русской публикой. Поэт Евгений Баратынский написал о ней известные строки: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день». Картина получила первую премию на парижском Салоне 1834 года и была подарена Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. В настоящее время она находится в Русском музее. Это произведение стало настоящим триумфом, потрясая зрителей масштабностью, вниманием к деталям и мастерством передачи человеческих переживаний. Успех картины закрепил за Брюлловым репутацию выдающегося мастера исторической живописи. За этот шедевр, принесший  художнику огромнейшую популярность как в России, так и в Европе, Брюллова назвали «первой кистью государства».

В 1835 году К.П. Брюллов вернулся в Россию. В 1847 году его пригласили принять участие в росписи купола Исаакиевского собора в Петербурге. Брюллов разработал эскизы с фигурами апостолов, евангелистов и серию картин на тему «Страсти Христовы» для большого соборного купола, после чего приступил к росписи. Однако тяжелый труд, работа в условиях сквозняков, мраморной пыли, холода и сырости подорвала и без того слабое здоровье художника, и он был вынужден просить освобождения от работы. Роспись заканчивал живописец П.В. Басин.

11 июня 1852 года, находясь на  лечении в местечке Манциана под Римом, «Великий Карл» скончался. Ему было всего 52 года. Похоронен художник на римском протестантском кладбище Монте Тестаччо.

Карл Брюллов навсегда вошёл в историю как художник, сумевший воплотить в своих произведениях глубину человеческих чувств и непревзойдённое мастерство. Память о нем увековечена многочисленными выставками, памятниками и исследованиями его творчества. Картины Брюллова хранятся в крупнейших музеях России и мира, оставаясь символом блестящей эпохи русского искусства.

Татьяна Дикусар.