ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Педагогическое сопровождение личностного развития детей

Республиканский круглый стол, посвященный актуальным вопросам педагогического сопровождения личностного развития детей, состоялся 19 декабря в корпусе «Г». Организатором дискуссии выступила кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента факультета педагогики и психологии. Модератором встречи стала заведующая кафедрой кандидат педагогических наук, доцент О.Л. Марачковская. Мероприятие объединило ученых и практиков, нацеленных на поиск современных образовательных решений и переосмысление научных подходов к развитию личности ребенка.

​Открывая встречу, декан факультета педагогики и психологии канд. пед. наук, доцент Л.И. Васильева подчеркнула значимость факультета, который уже 46 лет готовит кадры для системы просвещения. Людмила Ивановна отметила, что в Приднестровье удалось сохранить традиции советской системы дошкольного образования. Однако, наряду с достижениями, она обозначила и острую проблему снижения престижа профессии дошкольного работника, что выражается в низком наборе абитуриентов на дневное отделение. Несмотря на это, отметила Л.И. Васильева, усилиями преподавателей кафедры удается готовить высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные задачи современного образования, включая работу в коррекционной и дефектологической сферах.

​В своем докладе д-р пед. наук  профессор кафедры ДСОиПМ В.А. Гелло проанализировала эволюцию понятия «педагогическое сопровождение». Если в ранние периоды сопровождение не имело статуса самостоятельной категории и отождествлялось с внешним воздействием или помощью, то сегодня оно признано системообразующим компонентом образовательного процесса. Произошла смена парадигмы – от восприятия ребенка как объекта влияния, педагоги перешли к признанию его активным субъектом развития. В современных условиях педагог выступает не как доминирующая фигура, а как партнер, выстраивающий индивидуальный маршрут развития обучающегося на всех уровнях образования.

​Практический аспект формирования личности был раскрыт в выступлении главного специалиста Управления народного образования г. Тирасполь Н.И. Поддубной. Наталья Ивановна представила опыт реализации проекта «Маленький гражданин», направленного на формирование гражданской идентичности у дошкольников. Проект помогает детям пройти путь познания от собственного «Я» к пониманию многонационального «Мы», воспитывая любовь к Родине и уважение к истории края. Через игру, музейную педагогику и участие в фестивалях педагоги закладывают фундамент «приднестровского менталитета», основываясь на сохранении исторической памяти и традиционных ценностях.

​Тему творческого развития продолжили канд. пед. наук, доцент кафедры ДСОиПМ Т.А. Гелло и канд. пед. наук, доцент Э.А. Музенитова. Они представили современные технологии сопровождения театрализованной деятельности, где воспитатель становится организатором атмосферы доверия. Особое внимание было уделено интерактивным презентациям сказок.

Тему интеграции современных технологий продолжила заведующая Центром развития ребенка №20 г. Тирасполь А.Л. Лопатюк. В рамках своего выступления она представила видеоролик, демонстрирующий специфику общения педагогов с воспитанниками и ключевые направления их обучения. Особое внимание было уделено созданию единой системы сопровождения, где каждый элемент образовательной среды работает на развитие ребенка. Анна Людвиговна подчеркнула, что сильная личность – это, прежде всего, здоровая личность, и отметила, что успех внедрения нестандартных игровых методик напрямую зависит от мастерства и готовности педагога к постоянному саморазвитию.

​Заведующая Рыбницким детским садом №4 компенсирующего вида Е.А. Орощук рассказала о сопровождении детей с задержкой психического развития, отметив, что в современной практике акцент сместился с чисто когнитивной подготовки к формированию субъектности и гармонизации эмоционального состояния ребенка. Для этого успешно применяются нейрогимнастика. Например, упражнения на балансировочных досках, что развивает внимание и речевые навыки через нейростимуляцию, методы арт-терапии, сказкотерапия и музыкальная терапия. Систематическое использование этих инноваций в сочетании с традиционными методами позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, уверена Е.А. Орощук.

​Подготовка педагогически кадров стала  темой выступления заведующей методическим отделом Бендерского педагогического колледжа Л.А. Насоновой. Она отметила необходимость перехода от обучения техническим навыкам к формированию у студентов диагностического мышления. Будущий педагог должен уметь не просто проводить обследование, но и проектировать на его основе индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий потенциал каждого ребенка. Кроме того, одной из ключевых задач профессиональной подготовки остается развитие способности к эффективному партнерству с семьей.

​В завершение работы участники круглого стола приняли резолюцию, в которой признали педагогическое сопровождение ключевым условием модернизации образования. Было рекомендовано активно внедрять практико-ориентированные модели сопровождения, основанные на тесном взаимодействии педагогов, профильных специалистов и родителей. Итоги дискуссии станут основой для разработки новых образовательных программ и научно-практических рекомендаций по развитию системы дошкольного и специального образования в республике.

Мария Тищенко.