logo

Совещание директоров филиалов и института, деканов факультетов, руководителей подразделений и центров прошло в конференц-зале Приднестровского госуниверситета 8 мая.

Начал мероприятие ректор Приднестровского госуниверситета профессор Степан Иорданович Берил. Он от лица руководства университета поздравил коллектив вуза с наступающим праздником 9 мая. «Это знаковое событие, к которому приковано внимание всего мира. Сегодня нет ни одного уголка мира, где бы не чтили память павших воинов. Желаю вам сил и уверенности в будущем дне», - отметил Степан Иорданович.

Далее ректор рассказал об итогах командировки в Санкт-Петербург с 23 по 27 апреля, где состоялось расширенное заседание Совета Евразийской Ассоциации университетов (ЕАУ). В состав ЕАУ входят 139 университетов России и стран СНГ. В составе расширенного Совета ЕАУ - 17 ректоров вузов РФ и 15 ректоров университетов стран СНГ. Эта организация была создана в 1989 г. и играет важную роль в развитии современного образования и науки, а также в совершенствовании деятельности университетов на постсоветском пространстве. На всех этапах своего развития ЕАУ стремилась решать вопросы, связанные со значительными изменениями в развитии науки и технологий, а также повышения качества образования.

По словам ректора ПГУ, в современных условиях значимость сотрудничества университетов особенно возрастает. «Становление четвёртой промышленной революции, формирование цифровой экономики поставили перед университетами новые задачи, которые требуют освоение новых закономерностей развития естественных и социальных наук, с другой стороны - изменение форм, методов и системы образования», - рассказал Степан Иорданович.

В рамках заседания Совета Евразийской Ассоциации университетов с докладом выступил Президент ЕАУ ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий. В своем выступлении он представил основные мероприятия, которые были осуществлены университетами ЕАУ в 2017 году. Среди них 210 различных мероприятий, которые осуществлялись между университетами ЕАУ: конференции, форумы, молодежные мероприятия и межвузовские образовательные программы. Выделил Виктор Антонович Садовничий и основные тенденции, которые проявились в деятельности ЕАУ в 2017 году – это и проблемы цифровой экономики, инновационных технологий, экономические проблемы, социально-экологическая безопасность, проведение различных форумов и онлайн-конференций, мероприятия, посвященные объединению студентов и молодых ученых стран Евразийского пространства: ежегодный Форум «Ломоносов», конференции ШОС, форумы «Молодежь. Инновации. Будущее» и «Евразийская экономическая перспектива».

Важно отметить, что в докладе президент ЕАУ рассказал о встречах руководства ПГУ им. Т.Г. Шевченко с ректором МГУ им. Ломоносова В. А. Садовничим по вопросам направлений сотрудничества и работы Евразийской ассоциации университетов. Так, Приднестровский госуниверситет провел три международные научно-практические конференции, посвященные 25-летию миротворческой операции России на Днестре «Война и мир на Днестре: 25 лет миротворческой операции в Приднестровье, «Миротворческая операция на Днестре: четверть века стабильности и безопасности», «Русская революция в 1917 году в судьбах Приднестровья, России и мира: история и современность». В этих конференциях приняли участие представители различных университетов-партнеров ПГУ им. Т.Г. Шевченко, члены ЕАУ.

26 апреля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошел III Съезд Российского Союза ректоров, в котором принял участие и ректор ПГУ. На повестку дня Съезда были вынесены вопросы развития единого образовательного пространства, построения стратегии научно-технического развития России, взаимодействия университетов со школами и обществом, а также международные аспекты деятельности российских университетов. К участию были приглашены 600 ректоров российских и зарубежных вузов.

Работа Съезда проходила в пяти секциях и Пленарного заседания. Степан Иорданович принимал участие в работе Секции 2 «Роль университетов в научно-технологическом развитии Российской Федерации», где модераторами выступили ректор МГУ им. Н. Э. Баумана А. А. Александров, ректор НИУ «Высшая школа экономики» Я. И. Кузьминов, ректор СПб ПУ Петра Великого А. И. Рудской, ректор Томского политехнического университета П. С. Чубик. Кроме того, В работе Секции 2 также приняли участие: ректор МГУ им М. В. Ломоносова В. А. Садовничий, Президент РАН А. М. Сергеев, Председатель Комитета по образованию и науке ГД РФ В. А. Никонов, ректоры более 200 российских и зарубежных университетов.

В секции обсуждались вопросы функционирования университетов и государственной научно-технической политики Российской Федерации, возможность реализации совместных научно-образовательных центров университетов и научных учреждений, подготовки научно-педагогических кадров для системы образования высшей школы с научными организациями. Кроме того, обсуждалась роль университетов в реализации научно-технологической инициативы и программы цифровой экономики, университетов как центров инноваций регионов и подготовка кадров высшей квалификации для инновационной экономики. Особое внимание уделялось формам взаимодействия университетов с индустрией и бизнесом, новым инструментам финансирования исследований в университетах и механизмам управления интеллектуальной собственностью.

По словам Степана Иордановича, сегодня есть острая проблема с аспирантурой. «У молодых людей пропала мотивация. Главная ошибка в том, что аспирантуру сделали уровнем образования. Только в научном коллективе студент может стать исследователем и ученым. Без подготовки кадров высшей квалификации нельзя добиться технологической независимости», - отметил Степан Иорданович на заседании совета деканов. Другой вопрос, который остро обсуждался на III Съезде Российского Союза ректоров, – это образование для инженеров. «В России (и в Приднестровье) предполагается создать национальную систему непрерывной опережающей переподготовки инженеров. Предлагается использовать сетевые методы повышения квалификации, онлайн курсы, построить стройную систему. Ум инженера должен затачиваться постоянно, в течение всей жизни», - подчеркнул Степан Иорданович.

Как рассказал ректор ПГУ, очень важные обсуждения состоялись на Секции 3 «Университеты и школа». Обзор работы этой секции на Пленарном заседании Съезда сделал ректор Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна Алексей Вячеславович Демидов. «Это ключевой вопрос для системы образования. Оценка этапа реформирования системы образования в течение двух последних десятилетий дает основание сделать вывод: сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Наряду с ЕГЭ, к которому уже привыкли, было многое сделано для развития олимпиадного движения, инициатива в котором принадлежит вузовскому сообществу и РСР», - подчеркнул Степан Иорданович. По его словам, в настоящее время в олимпиадах школьников, проводимых вузами России, принимает участие свыше 2 млн. школьников, в т. ч. иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом. «Олимпиада и система проведения профессиональных конкурсов себя оправдала. Это реальный отбор талантливых ребят, имеющий большое значение для вузов», - заявил ректор ПГУ.

В рамках Пленарного заседания XI съезда СРС принимали участие около 600 ректоров и президентов университетов России, а также ректоры более 50 университетов из разных стран мира: Азербайджана, Армении, Абхазии, Белоруссии, Иордании, Ирана, Казахстана, Китая, Ливана, Приднестровья, Словении, Южной Осетии, Японии.
Открыл Пленарное заседание Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Он предложил обсудить задачи высшей школы на современном этапе развития России, обменяться мнениями: что могут и должны сделать вузы для достижения технологического прорыва, для мощного движения России вперед. Президент отметил, что начиная с 2000 года расходы государства на высшее образование в реальном выражении выросли более, чем в четыре раза (с 24,4 млрд. до 523,3 млрд. - то есть более, чем 4,2 раза). Были увеличены заработные платы преподавателей и научных работников, созданы лаборатории и исследовательские центры в вузах, в том числе с участием ведущих зарубежных ученых. При этом именно Высшая школа внесла большой вклад в науку, в создание новых технологий, в реализацию и обеспечение квалифицированными кадрами проектов самого разного уровня: от общенациональных до региональных и муниципальных. «Владимир Владимирович считает, что для России с ее огромной территорией, уникальным человеческим потенциалом нужна интеграция академической и вузовской науки по всей стране, а не только в отдельных научно-образовательных центрах и субъектах Федерации. И университеты при этом должны стать центрами развития технологий и кадров для всех отраслей и всех регионов», - отметил Степан Иорданович.

В. В. Путин заметил, что настоящий вуз не только дает студентам знания и навыки, он готовит кадры, способные задавать интеллектуальную, научную, технологическую повестку развития всей страны. Следует поощрять стремление студентов-аспирантов к созданию и внедрению собственных разработок. Президент РФ ставит задачу на ближайшие годы значительно повысить уровень отечественного образования через совершенствование программ и рост квалификации преподавателей дошкольных учреждений, школ, колледжей, техникумов, дальнейшее развитие дополнительного образования и профориентационной системы поиска и поддержки талантов. Необходимо повышать свою эффективность и конкурентоспособность, избавляться от устаревших и отживших подходов.

Далее в рамках пленарного заседания с докладом по самым актуальным проблемам Высшей школы России и в целом образования, науки, развития страны выступил Президент Российского Союза Ректоров (РСР), ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничий. В своем докладе Президент РСР вначале остановился на выполнении тех поручений, которые В. В. Путин дал на X съезде Российского Союза Ректоров. Они касались независимой оценки качества образования, создания национального университетского рейтинга, возможностей использования федерального имущества, закрепленного за вузами на правах оперативного управления и ряд других.

Кроме того, В. А. Садовничий поставил и ответил на вопрос: что такое университетская Россия сегодня? Это более 800 образовательных организаций, в том числе 2 классических университета (МГУ и СПбГУ), 10 федеральных, 29 национальных исследовательских, 17 из них – технического профиля. Это 260 тысяч человек профессорско-преподавательского состава   и почти 200 тысяч – специалисты высшей квалификации – кандидаты и доктора наук, 4 миллиона студентов и 83 тысячи аспирантов из общей численности аспирантов России – 92 тысячи. Таким образом, 90% аспирантуры находится в университетах. И этот потенциал непрерывно пополняется молодыми и талантливыми студентами и аспирантами.

Еще один вопрос, озвученный ректором МГУ, - усовершенствование системы образования на всех уровнях: от школы до вузов. «Очевидно, мы должны дать те базовые фундаментальные знания, с помощью которых можно будет заниматься и той профессиональной деятельностью, о которой мы сегодня даже не знаем. И это совсем новые задачи в области образования и профориентации. Главное - научить учиться, научить мыслить. Главное - это фундаментальные знания. А вот как это сделать? Вопрос». По словам В. А. Садовничего, качество образования – это прежде всего потенциал преподавательских кадров, их научный уровень. В университетах России образование неразрывно связано с наукой. Здесь сосредоточен огромный научный потенциал, ведь университетские профессора – это одновременно и ученые, они работают, выполняя важные научные исследования.

Важным на повестке дня явился вопрос помощи региональным вузам. Как рассказал Виктор Антонович, Российский союз ректоров предлагает создать научно-образовательные консорциумы или кластеры. «При этом головной университет (как правило ведущий научно-исследовательский университет) помогает организовать в региональном вузе соответствующие кафедры, лаборатории, готовит научные проекты, руководит аспирантами, создает там научную школу, научную среду, укрепляет связи с промышленностью, формирует благоприятные условия для поддержки молодых ученых, которые оканчивают местные университеты», - отметил президент РСР. Он предложил назвать эту программу научно-образовательной мобильности именем В. И. Вернадского. Эта программа потребует финансирования для поддержки региональных университетов. Таким ресурсом могут стать и региональные вложения, они заинтересованы, и бизнес - инвестиции той промышленности, которая там есть, и созданная в регионах инновационная инфраструктура (бизнес – инкубаторы, парки), которая порой используется не очень эффективно.

В продолжение Совета деканов с итогами текущей аттестации во втором полугодии 2017-2018 года выступила начальник управления академической политики и системы качества обучения Анна Владимировна Топор. Она отметила высокий уровень результатов прошедшей аттестации.

Проректор по молодежной политике Валентина Вячеславовна Ени проинформировала о мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, в которых участвует большой коллектив университета.

Первый проректор ПГУ Николай Николаевич Смоленский рассказал об основных мероприятиях, проводимых в Приднестровском госуниверситете в мае 2018 года. Затем Н. Н. Смоленский представил информацию о ходе реализации плана проведения Приемной кампании 2018 года в ПГУ им. Т. Г. Шевченко, а также проинформировал о ходе подготовки проведения ЕГЭ РФ в ПГУ.

В рамках совещания директоров филиалов и института, деканов факультетов, руководителей подразделений и центров были рассмотрены и другие вопросы.

Виктория Чорба.

  • IMG_1020
  • IMG_1023
  • IMG_1024
  • IMG_1027
  • IMG_1030
  • IMG_1034
  • IMG_1044