ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Военкор Петров

Довольно непростая задача найти среди опубликованных документов на сайте «Память народа» человека по фамилии Петров. Даже если вы знаете имя и отчество – Георгий Петрович. Год – 1925-й, место рождения – Чувашская АССР. Поисковая система выдаёт до десятка (только по этой республике!) результатов. Какой из них? Но если известно, что Георгий Петрович был военным корреспондентом, задача несколько упрощается.

Из представления на медаль «За боевые заслуги», составленного аккуратным округлым почерком писаря, узнаём, что гвардии красноармеец Петров (родился в с. Большое Чурашево Ядринского района, чуваш, кандидат в члены ВКП (б), призван Краюшкинским РВК Алтайского края) – «корреспондент 3-го стрелкового батальона, повседневно под огнём противника доставляет на передний край бойцам корреспонденцию, а также сам лично уничтожил из карабина до десятка фрицев».

И о нём же (медаль «За отвагу»): «В период наступательных боёв зарекомендовал себя храбрым и мужественным бойцом. Работая на должности экспедитора, проявляет исключительную заботу: под огнём противника почта аккуратно доставляется бойцам на передний край. Участвует в боях. Им уничтожено 23 немецких солдата».

Был Петров и стрелком, пулемётчиком, бойцом десантных подразделений, комсоргом роты. Вот уж точно, как в песне поётся: «С «лейкой» и с блокнотом, а то и с пулемётом…» – человек-легенда…

В марте этого года Георгию Петровичу исполнилось бы сто лет. Фронтовик, полковник МВД в отставке, опытный журналист, успевший поработать в прессе молодой республики, Петров оставил о себе след в самых разных трудовых коллективах.

Чем бы ни занимался герой повествования, он всегда стремился досконально изучить фронт работы. Но слова «профессионализм», чтобы описать характер фронтовика, недостаточно. Боевые товарищи, гвардейцы-десантники Александр Баев и Александр Тхоржевский в статье, опубликованной в 2010 году в газете «Приднестровский университет», отзывались о товарище как о преданном, надёжном, храбром человеке. «Всем нам запомнилась бурлящая весенняя река Раба в Венгрии, которую предстояло с ходу форсировать. Пулемётчик Петров на подручных средствах переправился на вражеский берег и открыл огонь по противнику. Этим он обеспечил возможность своей роте быстро и без потерь форсировать водную преграду. В том бою Георгий Петрович был тяжело ранен, но остался в строю. Сражение продолжалось всю ночь. На рассвете бойцы автоматной роты обнаружили на высотке единственного выжившего бойца, это и был Петров, лежавший в беспамятстве у опрокинутого пулемёта, в окровавленных бинтах».

Нам повезло: в распоряжении потомков, наследников Победы, имеются записанные собственноручно Петровым воспоминания об исторических событиях. Но, увы, в них нет ни слова о собственных переживаниях на момент совершения подвига. Что это? Скромность? А может, и не было их, отдельно взятых, «собственных», о которых, как полагали ветераны, следовало бы рассказать? Человек становился частью большой силы, сражался в общем строю, как одно целое, как могучий, непобедимый организм. Потому и оперируют ветераны совсем другими категориями, далёкими от индивидуализма.

«…А на реке идёт массовая переправа, – пишет Георгий Петрович. – Многие бойцы бросаются в пучину холодной реки и, подняв над головой карабины, автоматы, пулемёты, плывут к вражьему берегу. Взбираясь на плечи товарищей, лезут по бетонной стене наверх, бросают гранаты, стреляют. И по всему берегу завязывается бой. Многие готовы были броситься в штыковую атаку. Каждый боец совершил в этот день подвиг. Презирая смерть и опасность, солдаты вступали в схватку с гитлеровцами в траншеях, забрасывали огневые точки гранатами…».

За совершённые подвиги Георгий Петрович награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны, восемнадцатью медалями.

В послевоенный период Петров как умелый и активный военкор дивизионной газеты и журнала «Красноармеец» был переведён в редакцию «Сталинской гвардии», где с увлечением занимался журналистикой, любимым делом. Призванный ещё в конце 1942 года в Красную Армию, он прослужил свыше семи лет. После увольнения в запас работал в Барнаульском горкоме комсомола, откуда был направлен в органы внутренних дел, стал редактором ведомственной газеты, окончил высшую школу МВД, трёхгодичный заочный лекторий по журналистике при Центральном Доме журналиста в Москве.

В 1971 году переехал в Бендеры, в 1973-м – в Тирасполь, где некоторое время продолжал службу по линии МВД, а с 1976 года окончательно связал жизненный путь с журналистикой. В его послужном списке целый ряд названий печатных СМИ. Петров был редактором газет «Текстильщик» на ПХБО, «Овощевод» НПО «Днестр», «Ветеран», «Приднестровский университет» (с 1996 по 2001 годы, затем переведён специалистом, редактором Центра СМИ).

Добросовестный, скромный, приветливый, Георгий Петров многое сделал для главного приднестровского вуза. Работал в университетской газете, встречался с молодёжью, участвовал в военно-патриотическом воспитании, делился воспоминаниями в процессе живого общения и в публикациях, написанных по-военному чётко, с «замполитской хваткой».

Петров прошёл через горнило величайшей из войн. Трудился в интересах советской Родины на самых разных направлениях. Умел справляться с серьёзными испытаниями, радоваться жизни. Судьба послала фронтовику прекрасную жену, боевую подругу Тамару Алексеевну, дочерей Ларису и Ирину, внуков.

Красноармеец, военкор, сотрудник органов внутренних дел, журналист с большим опытом, Петров занесён в республиканскую Книгу почёта и в Галерею почёта совета ветеранов, отмечен многими наградами.

Более десяти лет назад Георгия Петровича не стало. Память о нём продолжает жить в журналистской среде. А на скрижали всенародного подвига в Великой Отечественной войне она вписана нестираемыми золотыми буквами.

Человек из плеяды колоссов, каких могла породить только великая страна. Родом из Алтайского края, Георгий Петров с детства владел русским и чувашским языками. Жил в Барнауле, в Тирасполе. С полным основанием мог назвать себя приднестровцем, но был, разумеется, прежде всего советским человеком, посвятившим себя служению Родине во всех ипостасях.

Михаил ФЕРНЕТ.

Газета "Приднестровье".