ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок, целей связанных с обучением в вузе и получаемой профессией.
Несомненно, что за 80 лет существования ПГУ добился больших успехов: сохранена и приумножена традиция преподавания фундаментальных научных знаний, значительно расширены организационные возможности обучения прикладным научным дисциплинам. Научные достижения университетской науки во многом обусловлены тесным взаимодействием с ведущими академическими институтами России и Украины, полученные в ПГУ дипломы специалиста являются вполне конкурентоспособными на рынке труда.

Однако наряду с этим появились и новые проблемные ситуации в сфере вузовского образования. Профессиональное образование и профессиональная деятельность в целом стали в большей мере зависеть от потребностей рынка труда. Усиливающаяся коммерциализация все сильнее подчиняет мир социально-трудовых, профессиональных отношений рыночным законам. Современные выпускники вузов все более уверенно ориентируются в виртуальных поисковых системах трудоустройства в глобальной сети Интернет; им привычны понятия рынок труда, резюме, система дополнительного образования, профессиональная мобильность и многое другое.
Разумеется, нас не может не волновать вопрос, насколько, в какой мере эти и многие другие социальные обстоятельства нашли отражение в современной молодежи, в системе образования ПГУ. За ответами на эти вопросы мы, сотрудники Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ, обратились к абитуриентам, а позже студентам 3 курса и выпускникам.

Исследование проводилось в 3 этапа. На 1 этапе (июнь 2006г) в исследовании приняли участие абитуриенты Приднестровского государственного университета. Проводилось изучение мотивации выбора будущей профессии (соотнесение внутренних и внешних мотивов), ценностных ориентаций и различных аспектов (целей получения образования, ориентаций при выборе вуза и др.), влияющих на выбор абитуриентами обучения в ПГУ им. Т.Г. Шевченко. На 2 этапе (апрель-май 2008г.) и 3 этапе (ноябрь-декабрь 2010г.) исследования проводилось повторное изучение мотивации выбора профессии, ценностных ориентаций и различных аспектов, влияющих на процесс профессионального становления студентов в период обучения в вузе (цели обучения в вузе, оценка содержательной стороны образовательного процесса, изменение отношения к избранной специальности, а также дальнейшие профессиональные планы).

Анализируя результаты изучения аспектов, влияющих на выбор абитуриентами обучения в ПГУ можно отметить, что молодые люди при выборе вуза были ориентированы на свое призвание, интерес к областям знаний -65,6%, престиж высшего образования – 27%, высокий уровень профессиональной подготовки в вузе – 26,4%.

Молодым людям был предложен список предполагаемых целей, которые они ставят перед собой, обучаясь в вузе. Из них необходимо было выбрать 3 основные цели, характерные им.

Жизненные планы, профессиональные ориентации

Мы видим, что при поступлении в вуз молодые люди демонстрируют достаточно обширный «веер» целей, связанных с получением будущей профессии. Большинство абитуриентов уже в период поступления в вуз задумываются о значимости для них будущей профессии (46,4%) и в дальнейшем карьеры в области выбранной специальности (50%). Молодых людей впечатляют общественные достижения в области преподаваемых в вузе наук, которые определяют научно-технический прогресс. Они осознают, что изменения в мире не уменьшают, а увеличивают спрос на глубокие профессиональные знания. Важнейшей ценностной ориентацией и целью обучения в вузе для студентов является возможность во время учебы в вузе общаться с интересными людьми. На это указали 16 % респондентов. Пример авторитетных людей вдохновляет молодых людей и дает ориентиры в жизни и профессии. Каждый факультет может назвать десятки выдающихся ученых и преподавателей, которые неустанно открывают новые горизонты для университетской молодежи. Получение высокого общественного статуса является значимым для 9,4% респондентов. Абитуриенты осознают важность знаний, они планируют заниматься в период обучения в университете наукой (6% респондентов), что, безусловно, будет способствовать повышению профессиональной компетентности. В меньшей степени актуально для молодых людей планирование места работы (в частности за рубежом планировали работать всего 7%), абитуриенты еще не задумываются о том, что высшее образование будет способствовать их успешной адаптации в современном обществе (5% респондентов).
Таким образом, можно отметить, что абитуриенты достаточно мотивированы на получение профессии, и цели обучения в вузе, поэтому как ближние, так и дальние (будущие перспективы).
К 3 году обучения происходят изменения в мотивационной сфере молодых людей. Мнения о целях обучения в вузе становятся размытыми и разнородными. Но приоритетными целями продолжает оставаться приобретение специальности, получение фундаментальных знаний и карьера в области выбранной специальности. Повышается значимость таких целей как занятие наукой, расширение своего кругозора. По мнению студентов (25,5%) именно широкий кругозор является весомым качеством в полученном образовании в ПГУ.

Важной составляющей получения образования в условиях трудовых рыночных отношений стала адаптация к реалиям современности. Расширение базовой подготовки позволяет выпускникам сравнительно легко овладевать широким спектром профессий. Они могут быть не только преподавателями, но и быть экспертами, консультантами, сотрудниками различных государственных и негосударственных структур, органов управления. Найти себе достойное место на государственной службе, в общественных организациях, в сфере бизнеса. И, как показывают данные трудоустройства выпускников ПГУ, они становятся перспективными специалистами в самых различных областях общественного труда. Полученные на факультетах (институтах) знания и навыки служат для этого хорошей базой. 12% опрошенных студентов 3 курса считают, что высшее образование поможет им адаптироваться к реалиям современной жизни. С другой стороны, значимость высокого общественного статуса как специалиста с высшим образованием для молодых людей повышается (20,5% респондентов). Однако уже 19,8% опрошенных студентов 3 курса отмечают свое желание работать за рубежом.

К выпускному курсу цели становятся более четкими и конкретными. Молодые люди завершают профессиональную подготовку, и они четко осознают значимость фундаментальных знаний в предстоящей профессиональной деятельности. У достаточно большого количества выпускников цели оптимистичны – карьера в области выбранной профессии. Адаптация к современным условиям не является актуальной для старшекурсников. Наше исследование показало, что наука, являясь привлекательной сферой будущей работы всего для 4,6% опрошенных 5-курсников Основной причиной оттока молодежи из сферы науки является, в первую очередь, материальное положение научных работников. При этом молодые ученые имеют меньшие по сравнению со старшими коллегами возможности для подработок. Если старшее поколение ученых может более успешно маневрировать на традиционном поприще науки и высшей школы, то для молодежи гораздо проще встроиться в неакадемический рынок труда, нежели искать способы выживания в науке, в сопряженности с интенсивной преподавательской деятельностью. Отрицательно сказываются распространившиеся в массовом сознании стереотипы с непристижностью науки. Все вышесказанное позволяет делать неоптимистические прогнозы в отношении интереса студентов связать свою будущую работу с научной деятельностью. Следует отметить, что 14,3% из опрошенных студентов планируют работать за рубежом.

Жизненные планы, профессиональные ориентации

Отрадно отметить, что 90,9% из опрошенных 5-курсников положительно оценивают качество подготовки в ПГУ к будущей профессиональной деятельности. 42% респондентов отметили, что за годы обучения в вузе отношение к выбранной специальности у них изменилось в лучшую сторону (например, 67% на факультете педагогики и психологии). 40,7% выпускников однозначно ответили, что если бы поступали в вуз повторно, то выбрали эту же специальность. 55,2% респондентов считают свою специальность достаточно престижной в обществе (87% на экономическом факультете, 79% в инженерно-техническом институте), а 56% - востребованной на рынке труда.

Мотивы профессиональной деятельности принято подразделять на внешние и внутренние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Это касается и внешней положительной мотивации (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж и т.д.). Исследование ведущего мотива выбора профессии показало, что на первом месте у абитуриентов 2006г. находился индивидуальный внутренний мотив, который свидетельствует о том, что будущие студенты в первую очередь исходили из своих интересов и потребностей. Средний балл – 19,2 (при 25 б. максимум). Данных респондентов 59,6%. Второй ранг ( 18,1 балла) занимал социальный внутренний мотив, который свидетельствует о том, что молодые люди стремятся к принесению пользы окружающим, осознают, что будущая профессия предполагает высокое чувство ответственности. Данных респондентов 35,9%. Третий ранг (16,2 балла) занимал внешний положительный мотив (18,8% респондентов). Абитуриенты ориентированы на престижность профессии, высокую заработную плату, возможность продвижения по службе. Последний четвертый ранг занимал внешний отрицательный мотив (12,7 балла), данных респондентов всего 3,5%. Данные молодые люди в период поступления в вуз считали, что данная профессия единственно возможная в сложившихся условиях, либо на поступлении в вуз настаивали родители.
Какие же изменения происходят в мотивационной сфере молодых людей? Результаты нашего исследования показали, что для большинства студентов 3 и 5 курса ведущими продолжают являться внутренние мотивы – индивидуальный и социальный. Т.е. в будущей профессии их привлекает принесение пользы другим людям, социальная востребованность, а также соответствие своим интересам и увлечениям. Показатели внешней положительной мотивации ниже и процент выбора данных мотивов в качестве ведущих соответственно приблизился к 15% . Отрицательная мотивация характерна всего 4% опрошенных студентов 3 и 5 курсов.

Жизненные планы, профессиональные ориентации

Какой же вывод можно сделать? Мы не претендуем на отыскивание «истины в последней инстанции» и окончательных выводов по результатам предпринятого исследования. Мы воспринимаем их как повод для размышлений о путях улучшения вузовского обучения, стимула для внесения необходимых полезных корректив в учебно-воспитательный процесс факультетов (институтов) нашего вуза.

О трудностях процесса профессионального становления студентов свидетельствуют следующие факты: достаточно большое количество студентов считают свою будущую профессию не достаточно престижной (44,8%) и востребованной (44%) на рынке труда, в связи с этим 45,5% студентов – выпускников отметили, что при возможности сменили бы специальность, по которой они обучаются. 8 % респондентов указали, что работать по полученной специальности не будут, 36,2% будут искать любую работу, ориентируясь на высокий заработок, 20,7% старшекурсников хотят получить дополнительное образование по другой специальности. Данное исследование подтверждает устойчивую тенденцию в жизненных планах многих молодых людей работать за рубежом.

Однако можно отметить и положительные аспекты: за период обучения в вузе молодые люди убеждаются в значимости получения фундаментальных знаний в вузе. Самый большой показатель выбора данной цели среди студентов 5 курса (37,7%); 62,4% студентов 5 курса оценивают качество подготовки к будущей профессиональной деятельности достаточно высоко; 42% респондентов считают, что у них изменилось отношение к избранной специальности за период обучения в вузе в лучшую сторону; 40,7% не хотели бы изменить свою профессиональную направленность. Уверены, что будут работать по специальности – 38,9%, а 39,1% - будут упорно искать работу по полученной специальности. 17,5% - хотят продолжить образование по специальности на более высоком уровне;

И самое главное, что для большинства абитуриентов и студентов 3, 5 курсов ведущими являются внутренние мотивы – индивидуальный и социальный. Т.е. в будущей профессии их привлекает возможность самореализации, принесения пользы обществу. Полученная в вузе специальность соответствует способностям и возможностям молодых людей, дает возможность для профессионального роста.

В заключении хочется отметить, что подобные исследования мнений студентов представляются чрезвычайно важными и актуальными. Они позволяют своевременно отслеживать их отношение к учебному процессу, потребности и проблемы, связанные с получением образования, а также реагировать на изменяющиеся тенденции в студенческой среде. Максимальное взаимодействие руководства вуза, факультетов (институтов) ПГУ и студенческой аудитории в конечном итоге способствует улучшению качества подготовки будущих специалистов.

Начальник Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы Клименко Илона Васильевна.