logo

Не следует путать слушание со слышанием. Можно слушать, ничего не слыша при этом. Слушание всегда связано с пониманием выслушанной информации, а одно лишь ее слушание и механическое записывание не гарантирует понимания.

В начале занятия необходимо настроиться на работу, так как в первые минуты объявляется тема, формулируется основная цель и задачи решаемых лекций, дается перечень важнейших вопросов, раскрываемых в ней. Если эти вещи не восприняты в полной мере, то дальнейшая деятельность осложняется.
Слушателю следует обратить внимание на свое поведение, не замечал ли он за собой некоторые вредные привычки, например:
• Повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи говорящего и его манерам;
• Привычка слушать выступающего, не глядя на него;
• Повышенная восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (шарканье ногами, кашель и т.п.);
• Поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания.
Следствием этих привычек могут быть: поспешный отказ от усилий слушать выступающего; отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие неприятные ассоциации; показное внимание в случаях, когда на самом деле голова занята другими заботами.
Если Вы замечаете у себя некоторые привычки или их последствия, постарайтесь взять их под контроль. Если самостоятельно не получается контролировать подобные привычки, Вы можете попробовать разобраться в этой ситуации вместе с психологом своего факультета.

Несколько советов по оптимизации процесса слушания:

1. Выделяйте основные положения. Сложно понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты. Для этого необходимо обращать внимание на вводные фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям.

2. Поэтапно анализируйте и обобщайте. Во время выступления лектора нужно периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его речи. Подходящим моментом для этого является, например, заявление выступающего о том, что он переходит к другому вопросу, а также момент логического завершения любого этапа лекции.

3. Будьте готовы слушать лекцию до конца. Когда известно, что, если предстоит слушать длинное выступление, возникает соблазн заранее решить, что слушать его не стоит. Именно здесь следует «поработать» над своей установкой (создать правильную мотивацию).

Конечно, выполнение данных рекомендаций требует систематической тренировки. Но эффективное слушание любого выступления (в том числе и лекции) – важнейшее условие правильного составления конспекта.

Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, т.к. в этой процессе принимают участие слух, зрение, рука. Такая работа способствует запоминанию только в том случае, если студент понимает излагаемый материал, либо прикладывает к тому максимум усилия. При механическом ведении конспекта, состоящем в простом записывании слов лектора.

Конспектирование предполагает фиксацию на бумаге мыслей лектора, без которых нельзя раскрыть тему; слова, имеющие второстепенную значимость, не стоит вносить в конспект; развернутые обороты текста можно заменить более лаконичными словосочетаниями (например, придумать свои обозначения). 

В лекционном материале студент сталкивается с понятиями и терминами, являющимися смыслообразующими. Их можно назвать ключевыми словами и обозначать начальными заглавными буквами этих слов (аббревиатура). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура (например, факультет педагогики и педагогики - ФПП).

Ключевые слова выделяются студентом самостоятельно, а в отдельных случаях они могут быть рекомендованы лектором. Количество ключевых слов не должно быть очень большим (иначе может возникнуть путаница в их использовании): не более 10-глобальных и 2-3 - по данной лекции.

В отдельных случаях целесообразна сокращенная запись латинским алфавитом: максимум (max), минимум (min), температура (t). Рекомендуется сокращать общепринятые вспомогательные слова: так как (т.к.), например (напр.), так далее (т.д.), таким образом (т.о.), смотри (см.), может быть (м.б.), больше (>), меньше (<).

При оформлении конспекта можно оставлять поля, где можно записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. На полях можно поместить цитаты, взятые из книг или восстановленные по памяти из содержания лекции при обработке ее конспекта. 

Итак, грамотный конспект предполагает:

1. Краткие записи без лишних слов; сокращенно (до разумного).
2. Записывать так, чтобы лучше запомнить: наглядно (цвет, значки, схемы); рациональное расположение материала (компактно, блоками).
3. Записывать так, чтобы можно было дополнить, скорректировать.

После того как лекция прослушана и написана, работа над ней не может считаться окончательно завершенной. Студент должен усвоить материал текущей лекции и подготовиться к восприятию предстоящей лекции.


Приемная комиссия

Приемная комиссия

Гуцу Василий Федорович
Ответственный секретарь приемной комиссии
Керимова Вероника Степановна
Ведущий специалист приемной комиссии
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128, кабинет № 119
(373)533-79505

- с понедельника по пятницу с 8-00 до 16-00 (обед: с 12-00 до 13-00);
- в субботу с 8-00 до 13-00.

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы

Клименко Илона Васильевна
Начальник
Сакович Анастасия Сергеевна
Профконсультант
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128
(373)533-79567