В рамках III Республиканского научно-практического молодёжного форума «Назначение наказания и реализация принципов справедливости в уголовном праве» студенты III курса юридического факультета для повышения профессиональной компетенции при изучении дисциплин «Проблемы назначения наказания» и «Уголовное право» 9 декабря посетили УИН-3 – колонию-поселение для мужчин и женскую исправительная колонию общего режима.
Ответственный преподаватель – доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Кристина Николаевна Гудима.
Экскурсия была организована с целью демонстрации на практике ключевых аспектов, обсуждаемых в рамках форума: дифференциации видов исправительных учреждений, реализации принципов справедливости, гуманизма и индивидуализации наказания и т.д.
В основные задачи экскурсии входило ознакомление с историей и эволюцией учреждения УИН-3 для понимания развития пенитенциарной политики. Студентам предлагалось на практике изучить ключевые отличия между двумя видами исправительных учреждений: колонией-поселением и исправительной колонией общего режима, проанализировать механизм реализации принципа справедливости через дифференциацию условий отбывания наказания в зависимости от категории осуждённых и их поведения. Также было необходимо исследовать современные формы ресоциализации, в частности, модель трудовой адаптации осуждённых колонии-поселения через взаимодействие с предприятиями города. Посещение исправительного учреждения должно было способствовать формированию у будущих юристов целостного представления о системе исполнения наказаний и понимания социальных аспектов уголовной юстиции.
Экскурсия была организована при содействии Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции ПМР. Подготовка включала согласование даты, проведение инструктажа для студентов по правилам поведения и безопасности, подготовку списков участников и определение образовательных задач, соответствующих программам изучаемых дисциплин.
Началась экскурсия с вводной беседы, в ходе которой был представлен краткий обзор истории УИН-3, его места в системе исполнения наказаний ПМР, а также основных задач и направлений деятельности.
Программа проведения экскурсии включала знакомство со структурой и спецификой работы УИН-3. Сотрудники рассказали о структуре учреждения, включающей административные, режимные, оперативные, воспитательные, медицинские и хозяйственные подразделения. Была отмечена специфика работы как с мужским контингентом в колонии-поселении, так и с женщинами в колонии общего режима.
В процессе ознакомления с условиями отбывания наказания в колонии-поселении (мужской участок) студенты осмотрели жилые помещения (общежития), бытовую инфраструктуру, медицинский пункт, помещения для труда, обучения и воспитательных мероприятий.
Особое внимание было уделено уникальной модели трудовой адаптации. Сотрудники детально разъяснили систему взаимодействия с городскими предприятиями: порядок заключения трудовых договоров, организацию ежедневного выхода осуждённых на работу за пределы колонии, меры контроля и социальные гарантии. Эта практика была представлена как эффективный инструмент ресоциализации.
Следующим этапом стало ознакомление с условиями отбывания наказания в женской исправительной колонии общего режима. Посещение данного участка позволило провести наглядный сравнительный анализ. Студенты увидели отличия в условиях содержания, более строгий уровень изоляции и режима. Были освещены социальные и психологические программы, направленные на поддержание семейных связей, оказание психологической помощи и профессиональное обучение осуждённых женщин.
Особое внимание в ходе экскурсии было уделено информации об организации режима в колонии-поселении (большая свобода передвижения, право иметь личные вещи и деньги, неограниченные свидания) и системе контроля. Студенты также ознакомились с комплексом воспитательных мер и программами ресоциализации, реализуемыми в обоих учреждениях.
По окончании экскурсии студенты задали вопросы о критериях отбора в колонию-поселение, статистике рецидива, реализации принципа гуманизма, особенностях работы с женщинами, имеющими детей, и возможностях получения образования. Сотрудники УИН-3 дали подробные и содержательные ответы.
Экскурсия способствовала углублению теоретических знаний и практическому применению положений дисциплин «Уголовное право» и «Проблемы назначения наказания». Посещение пенитенциарного учреждения, несомненно, помогло формированию у студентов целостного представления о системе исполнения наказаний и пониманию взаимосвязи её элементов, осознанию реализации принципов гуманизма, справедливости и соразмерности на практике, развитию критического мышления, аналитических способностей и профессиональной этики у будущих юристов, а также повышению профессиональной мотивации и интереса к деятельности в системе уголовной юстиции.
Студенты получили уникальный практический опыт, наглядно иллюстрирующий дифференциацию наказания и современные подходы к ресоциализации осуждённых. Данное мероприятие существенно дополнило теоретическую подготовку студентов и способствовало формированию их профессионального правосознания. Таким образом, можно считать, что образовательная экскурсия в УИН-3 достигла поставленных целей.
К. Н. Гудима, канд. юрид. наук, доцент.
Предыдущие материалы
- Профориентационное мероприятие для лицеистов
- Актуальные проблемы прав человека: национальные и международные измерения
- Конференция о правах человека и их реализации
- Заседание Совета по воспитательной работе
- Состоялся Совет по инновационной образовательной деятельности
- Победителям математического флешмоба вручили дипломы
- Экскурсия в Музей археологии Поднестровья
- Знакомьтесь: блогер и инфлюенсер Кира Лио


