ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Президент о системе профобразования: «Основная цель – обеспечить каждого выпускника рабочим местом»

В Приднестровье нужно менять подход к формированию госзаказа на подготовку кадров.  Он должен учитывать потребности экономики, демографического прогноза и баланса трудовых ресурсов.  Юристы, экономисты, лингвисты — число выпускников, имеющих такое образование, сегодня достигло предельной точки, а работодатели между тем безуспешно разыскивают программистов, инженеров, технологов швейного производства, строителей и агрономов. Сотни рабочих мест простаивают в ожидании рабочих и квалифицированных специалистов, а их нет.

Чтобы избежать диспропорции спроса и предложения, и должна быть выстроена эффективная система прогнозирования потребности в кадрах, отмечали сегодня на расширенном совещании при Президенте.

Трехстороннее соглашение при поступлении в вуз

О том, какие меры приняты в рамках выработки механизма формирования госзаказа на профильных специалистов, а также о соответствующей нормативно-правовой базе и коррективах, которые в нее вносятся, рассказал заместитель председателя Правительства Алексей Цуркан.

Он сообщил, что уже летом 2019 года – к началу очередной приемной кампании – будет запущена новая система, в основе которой лежит заключение трехстороннего соглашения. Документ предполагает, что приднестровские выпускники профессиональных учебных заведений, обучавшиеся на дневном отделении за счет республиканского бюджета, обязаны будут три года отработать по распределению или возместить государству затраченные на обучение финансовые средства.

Такие поправки предложены  Правительством по инициативе Президента, и сейчас соответствующая законодательная инициатива находится на рассмотрении депутатов Верховного Совета.

Глава государства подчеркнул, что государство должно иметь рычаги воздействия и регулировать количество специалистов, которых готовят для экономики республики. При этом он напомнил, что аналогичная практика уже успешно апробирована в системе МВД  - на базе Тираспольского юридического института. Опыт, накопленный за десятилетие, теперь предстоит имплементировать в общую систему высшего образования.

Важная составляющая этого механизма – госзаказ, который должен формироваться системно и исключительно по потребности, добавил  Вадим Красносельский. При этом трехсторонний договор позволит «спрашивать» не только с государства, вуза или работодателя, но и с самого студента – будущего специалиста.

«Концепция трёхстороннего договора основана  на госзаказе, а госзаказ тех, кто получает образование за счет бюджета, основан на потребности нашей экономики, народного хозяйства, административного аппарата. И только тогда, когда мы сможем обеспечить каждого выпускника рабочим местом, тогда мы выполним свою задачу по качественному обучению в должном объеме», - обратил внимание Президент.

Дуальное обучение

Подготовить квалифицированных и компетентных специалистов, а также повысить престиж рабочих профессий призвана и система дуального образования. Она внедрена в Приднестровье в 2017 году после изучения опыта областей Российской Федерации, рассказала в ходе совещания министр просвещения Татьяна Логинова.

Обучение определено по двум направлениям. Первый – это курсовая подготовка необходимых кадров в течение 3-6 месяцев. Второе направление – учеба на протяжении периода от 1 до 3 лет.

Первые преимущества практико-ориентированного дуального образования на себе почувствовали представители легкой промышленности Приднестровья: операторы швейного оборудования Тираспольского техникума бизнеса и сервиса успешно приступили к работе на «Одеме».

Обучают швейному делу ребят в пропорции 30% - теория и 70% - практика. При этом практику проводят непосредственно на предприятии под руководством мастеров-наставников. Выплачивается обучающимся и стипендия. К завершению учебной программы каждый студент будет максимально адаптирован к работе, получит своё трудовое место, а завод будет обеспечен квалифицированными специалистами.

«Сегодня обучение уже прошли 44 человека. 137 человек обучаются по практико-ориентированной системе. Пилотные проекты уже внедряют такие предприятия, как "Софтшуз", "Вестра", "Интерцентр Люкс". Подключаются в ближайшее время "Тигина" и "Флоаре"», - сообщали глава Минпроса.

Всего в процесс вовлечены 7 предприятий и 5 организаций среднего и высшего образования. В текущем учебном году Днестровский техникум энергетики и компьютерных технологий начал подготовку специалистов для Молдавской ГРЭС.

Сложности с внедрением нового формата обучения пока испытывает сфера агропромышленного комплекса (АПК). По словам Татьяны Логиновой, в качестве социальных партнеров уже выступили 12 агрофирм, но этого пока мало.

Обозначила министр и проблемы. Для того чтобы вовлечь будущих аграриев в систему дуального образования, необходимо создание системного ресурсного центра. Он должен быть оснащен необходимым оборудованием и техникой, на которой и смогут практиковаться, к примеру, будущие комбайнеры или водители тракторов. Его предлагается открыть на базе Тираспольского аграрно-технического колледжа им. М.В. Фрунзе.

Выслушав информацию, глава государства подчеркнул: нужно «имплементировать как можно больше агропромышленных предприятий в систему дуального образования».  Для детального обсуждения вопроса вовлечения аграриев в систему дуального образования по поручению Президента будет проведено отдельное совещание.

ИА "Новости Приднестровья"

ПГТРК