Тирасполь, 18 сентября. /Новости Приднестровья/. В Приднестровском госуниверситете провели кураторский час об истории создания общности «приднестровский народ». Слушатели – студенты экономического факультета со второго по пятый курс. В роли лектора выступил старший преподаватель кафедры истории факультета Государственного управления и социогумманитарных наук Сергей Симоненко.
Его презентация была посвящена древним народам, населявшим территорию Приднестровья. Лектор отметил, что во все эпохи в долине Днестра смешивались разные этнические группы и культуры. Этот факт связан с географическим положением Приднестровья, являвшегося пограничьем цивилизаций и культур.
Так, ещё 5 тысяч лет назад в результате культурных контактов земледельческой трипольской культуры и ранних индоевропейцев, пришедших с Востока, здесь возникла самобытная усатовская культура, представителей которой считают предками современных народов Европы. В бронзовом веке (III–II тысячелетия до нашей эры) Приднестровье входило в ареал иранских культур: ямной, катакомбной, бабинской, белозерской. В I тысячелетии до нашей эры скифы контактировали с фракийцами, германцами и античным миром. В начале новой эры Приднестровье входило в конгломерат народов, известный под научным определением Черняховская культура, состоящая из готов, фракийцев, сарматов, кельтов. В Средние века здесь кочевали тюркоязычные народы: авары, печенеги, половцы. Через Приднестровье на запад прошли венгры и болгары.
Ещё один важный географический аспект территории Приднестровья – это был коридор Евразийской степи, через которую шли контакты между Востоком и Западом.
«Транзитно через нашу территорию шли контакты Азии с Европой. Какие-то народы здесь задерживались на долгий период времени. Каждый из этих народов оставлял на нашей земле свой след, генетический и культурный. Естественно, всё это накапливалось», - отметил Сергей Симоненко.
В период Древней Руси в долине Днестра жили бродники – так называли свободное население, состоящее из разных этнических групп. Несколько столетий территория Приднестровья находилась в составе обширного степного государства Золотой Орды, а затем Крымского ханства. В это время здесь кочевали разные группы тюркоязычных кочевников, которых исследователи называют собирательным термином ногайцы. Северные территории Приднестровья перешли под контроль Великого княжества Литовского и Русского после победы последнего над Золотой Ордой во второй половине XIV века. Впоследствии это государство объединилось с Польшей (1576 г.) и север Приднестровья входил в состав Речи Посполитой.
После вхождение в состав России в конце XVIII века начинается новый этап. К тому моменту на территории Приднестровья жили представители различных этнических групп: казаки, малороссы, поляки, молдоване, евреи и др. Однако численность и плотность населения были относительно невысоки. Политика российского правительства способствовала демографическому и экономическому развитию края. Налоговые льготы, субсидии переселенцам, отсутствие крепостного права и другие меры привлекли в короткое время большое количество иммигрантов из России, Молдавского княжества, Балканского полуострова, различных земель Германии. В течение следующих 200 лет происходило постоянное смешение народов. Этот процесс привел к возникновению в Приднестровье народа этнического и культурного многообразия.
Приднестровская идентичность развивалась и в советский период 1917-1991 гг. В этом процессе свою роль сыграл и политический фактор – в 1924 году на территории Приднестровья была создана первая республика МАССР. Даже после объединения этой республики в новое политическое объединение Молдавскую ССР приднестровский народ сохранял самобытность, которая выражалась в паритете трёх основных этнических групп – молдаван, русских и украинцев.
Эта многонациональная этнопсихология приднестровского народа проявилась в 1989-90 годах, когда приднестровцы оказали сопротивление идеологии национализма, которая стала доминировать в Молдове. Стремление сохранить свою многонациональную самобытность привело к провозглашению второй республики – Приднестровской Молдавской ССР, созданной как инструмент защиты прав и свобод людей.
Сергей Симоненко подчеркнул, что естественным явлением для Приднестровья является проживание на одной территории людей совершенно разных национальностей, которое не становится ни этическим, ни моральным, ни культурным препятствием.
Предыдущие материалы
- «Приднестровский народ»: лекция для студентов ВУЗа
- Студентам аграрно-технологического факультета ПГУ рассказали о перспективах работы в АПК
- В госуниверситете хотят открыть мемориальную доску в память о Владиславе Соколове
- Александр Розенберг: «Учиться очень важно и значимо»
- Трудоустройство, программы обмена, дипломы – главные темы встречи студентов-медиков с главой Минздрава
- ПГУ и Государственная научно-техническая библиотека России подписали соглашение о сотрудничестве
- Директор Государственной налоговой службы Минфина встретился с первокурсниками
- Премьер дал интервью Пресс-центру ПГУ им. Т. Г. Шевченко