- В чём цель введения этой системы, какова была необходимость изменений?
- С 2003 года в России образовательная система развивается в рамках Болонского соглашения и существующий порядок уже утвержден Законом об образовании РФ. Цель внедрения новшества у нас – гармонизация с Россией в области создания образовательного пространства, выполнения требований образовательных стандартов, это стремление к соответствию мировым стандартам в области образования.
- И в чём преимущества этой системы по сравнению с привычной «пятилеткой» на специалитете?
-Преимущество – мобильность в профессиональном плане. Представим ситуацию: молодой педагог окончил бакалавриат и стал учителем начальных классов. А затем понял, что с дошкольниками работать интереснее. В этом случае не надо идти получать так называемое «второе образование», достаточно закончить магистратуру по соответствующему профилю и за два года стать специалистом в области дошкольного образования. Но для поступления в магистратуру не по профилю необходимо самостоятельно изучить программу подготовки бакалавра, и на вступительных испытаниях показать соответствующие знания. Вступительные экзамены в магистратуру – это не общеобразовательные предметы, а базисные для определённого направления подготовки. Таким образом, уровневая система позволяет углубить квалификацию или изменить траекторию своего развития, создает условия для реализации одной из ведущих идей непрерывного образования – образование через всю жизнь. При этом болонская система предполагает сохранение региональных особенностей в системе образования.
- Бытует мнение, что бакалавриат – это своего рода неполное высшее образование. Это так?
- По сравнению с выпускниками магистратуры и аспирантуры возможности бакалавра несколько ограничены (квалификационные требования к уровню образования), поскольку это только первый уровень. Но неверно говорить, что это неполное образование. Длительность обучения в данном случае не показатель. Вспомним, к примеру, советские институты: когда-то обучение в них тоже длилось четыре года. По окончании вуза студент получает диплом о высшем образовании, а выбор уровня высшего образования зависит от личностных ориентиров, целей и задач – жизненных и профессиональных.
- Если возможности бакалавра ограничены, есть ли у него шансы устроиться на работу?
- Прежде всего, у бакалавра есть возможность продолжить обучение в магистратуре. Бакалавр может устроиться на работу.Требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих сформулированы в Едином квалификационном справочнике с учетом уровневой системы подготовки.
[Прим. авт.: полную информацию по квалификационным требованиям к различным специалистам можно получить в Едином квалификационном справочникедолжностей руководителей, специалистов и служащих (ЕСКД) на сайтеМинистерства по социальной защите и труду ПМР по ссылке
http://minsoctrud.org/bank_dokumentov/trudovyie_otnosheniya/eksd/].
- И всё же в чём разница между, например, техникумом и бакалавриатом? В организациях среднего профессионального образования ведь тоже обучаются до четырёх лет...
- Среднее профессиональное образование рассчитано на людей, окончивших 9 классов общеобразовательной школы. В училищах и техникумах завершают школьное образование и получают специальность. Бакалавры не проходят общеобразовательную программу. Мы все четыре года готовим специалиста в конкретной области, который владеет всеми необходимыми компетенциями. Поэтому бакалавриат сравнивать со средним профессиональным образованием некорректно.
- Обучение в магистратуре ведётся на договорной или на бюджетной основе?
- Лучшие студенты всегда могут претендовать на бюджетные места. Для обучения в магистратуре они также предусмотрены, как и на бакалавриате, специалитете.
- Как проходит процесс обучения в магистратуре?
- Обычно, в очной и заочной форме с применением лекционно-семинарской системы обучения. Отличительной чертой является использование такой формы образовательной деятельности, как научно-исследовательский семинар. Его задача – корректировать ход исследовательской деятельности студента и сделать научную работу постоянным элементом учебного процесса. Обучение завершается подготовкой магистерской диссертации. Магистерская диссертация направлена на практическую реализацию теоретических идей, в ней непременно должна быть научная новизна. Написание работы ведётся с учётом профессиональной деятельности магистранта, с учётом специфики его места работы.
- То есть молодые люди не просто будут поглощать теорию, а смогут внести вклад в изменение окружающего мира?
- Обычная система подготовки предполагает значительную степень заучивания. На определённом этапе это неизбежно, но магистратура − это активизация научного, творческого, исследовательского потенциала. Современный человек должен уметь учиться. Нужно, чтобы у студента была внутренняя потребность в образовании, а мы создадим условия для её реализации. Приднестровский государственный университет идёт в ногу со временем и работает над совершенствованием многоуровневой системы образования.
Глория до. Беанзен
Следующие материалы
- В ПГУ стартовала приемная кампания
- Интервью с проректором по образовательной политике и менеджменту качества обучения Ларисой Скитской
- Интервью с Ответственным секретарем Приемной комиссии ПГУ Василием Гуцу
- В ритме вальса
- Владимир Патрушев: «Денег на науку не жалеть!»
- Инновационная деятельность как основа эффективного развития университета интервью
- Студенты – счастливые люди. Интервью с проректором по молодежной политике ПГУ Валентиной Вячеславовной Ени
- Олеся Коровай: «Преимущества человека, получившего физико-математическое образование – это специфическая организация мыслительной деятельности…такие люди никогда не останутся без работы» (интервью с деканом физико-математического факультета)